«Классный час «Мои одноклассники. Классный час «Трудности общения Классный час "Конфликты в нашей жизни"

Классный час "Конфликты в нашей жизни".

Классный час посвящён способам эффективного общения. Многие дети просто не научены мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии.

Уточнение понятия "конфликт", "конфликтная ситуация", осознание причин конфликтов, освоение навыков конструктивного разрешения конфликтов - таково содержание классного часа.

Цели:

познакомить детей с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", со способами предупреждения конфликтов;

способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;

побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.

Развивающие – развитие умений нравственного самопознания, самоанализа и самооценки.

Воспитывающие – формировать доброжелательные отношения между одноклассниками.

ПРИЕМЫ: слово учителя, устное сообщение учащихся, коллективная форма познавательной деятельности, театрализация, работа с тестом, обработка результатов тестов, сопоставительный анализ, рефлексия.

Форма проведения: час общения.

Оформление: Эпиграф на доске "Те кто, не могут сварить суп, заваривают кашу", таблички с незаконченным предложением: "Причиной конфликта было то, что ……..", "Способы предупреждения конфликтов: мягкое противостояние, конструктивное предложение".

Организационный момент

Мотивация: в начале занятия учитель задает ситуацию-провокацию. К доске выходят 2 учащихся. Им дается игровое задание: быстро и красиво нарисовать здание. Учащиеся начинают рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать все сначала, потому что учащиеся допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает учащихся и выдвигает все новые и новые претензии: здание должно быть объемным, а не плоским, крыша – современная и т.д. Затем учитель дает возможность уч-ся закончить рисунок. После чего он сообщает, что все равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.

Вам понравилась такая игра?

Уч-ся после выполнения задания расстроены.

Что произошло в данной ситуации? (конфликт)

Почему рисунок не получился? (комментарии уч-ся: плохо объяснили, не поняли и т.д)

Что не было сделано до начала работы? (не обговорили правила выполнения рисунка)

Можно было избежать конфликта? (можно)

Как? (ответы уч-ся)

Сегодня я хочу поговорить с вами о причинах конфликтов и путях их решения. Что же означает слово «конфликт»? Какие ассоциации оно у вас вызывает?

УЧЕНИКИ – Ссора, хлопанье дверью, драка, спор, слезы, крик, неприязнь и т.д.

К.Р. – Давайте послушаем, какое определение этого слова дано в словарях русского языка.

· Столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор. Осложнение в международных отношениях, приводящих иногда к вооруженному столкновению.

· Столкновение, серьезное разногласие, спор.

(Ожегов С.И.)

Беседа по теме.

Кл. рук. Ребята, приходилось ли вам "заваривать кашу"? В чём это заключалось?

Примерные ответы детей: Напутал чего-то, перессорился со всеми; попал в трудную ситуацию и т.д.

Кл.рук. А есть другая поговорка со словом каша: "С тобой каши не сваришь". О ком так говорят?

Дети: о бестолковых, ленивых, несговорчивых, о таком человеке с которым невозможно договориться.

Кл.рук. Прочитайте эпиграф к классному часу. Как бы вы объяснили его значение?

Тот, кто не способен к общению и пониманию, попадает в запутанные ситуации.

Кто не может ладить с людьми, то постоянно создаёт трудности для себя и других.

Если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу.

Кл.рук. Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения.

Как их избежать? Как прекратить "расхлёбывать" кашу, которую заварили во время таких столкновений? Об этом мы и будем говорить во время классного часа.

А сейчас поднимите руки, кому приходилось когда- либо участвовать в конфликтной ситуации?

Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта?

Для этого предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске: "Причиной конфликта было то, что……"

Ответы детей:

Мы с подругой обе хотели быть лидерами в компании. У нас совершенно разные характеры. Мне не понравилось его поведение. Мы стали болеть за разные футбольные команды. И т.п.

Кл. рук. Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться.

К.Р. Вот как схематически можно отразить нарастание конфликта

6. РАЗРЫВ.

5. АГРЕССИЯ.

4. УНИЖЕНИЕ.

3. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ.

2. НЕДОВОЛЬСТВО.

1. НЕСОГЛАСИЕ.

А что же такое конфликт?

Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.

Работа в группах: обсуждение

Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.

Ответьте на вопросы:

Кто участвует в конфликте?

Кто виноват в конфликте?

Каковы позиции участников конфликта?

Два 9-х класса решили провести между собой встречу по футболу. В назначенное время ребята собрались на школьном стадионе. Не было только вратаря 9 «А» класса. Никто не знал, почему он отсутствует. Его одноклассники попросили не начинать игру и подождать некоторое время. Но футболисты 9 «Б» стали требовать начинать немедленно. Было понятно, что без вратаря команда 9 «А» обязательно проиграет. Завязался спор. Страсти накалялись. Один из ребят нечаянно наступил на ногу капитану команды соперников. Тот не сдержался и, размахнувшись, ударил обидчика по лицу. Удар был таким сильным, что парень упал. На его защиту бросились товарищи. Началась драка. Драку остановил учитель, проходивший мимо. В результате игра так и не состоялась, настроение было испорчено. На следующий день произошел неприятный разговор в кабинете директора.

Ответьте на вопросы:

Что такое конфликт?

Почему возник конфликт?

Какими могли быть пути развития данного конфликта и его последствия?

Группа подростков собралась послушать музыку. Мнения разделились: одни хотели слушать поп-музыку, а другие были любителями «металла». Завязался спор, который мог перерасти в крупную ссору. Вдруг один из подростков, вспомнив мультфильм про кота Леопольда, громко крикнул: «Ребята, давайте жить дружно!» Всем стало смешно и весело. Быстро договорились слушать любимую музыку поочередно: сначала поп-музыку, затем «металл». Все остались очень довольны.

Ответьте на вопрос:

Благодаря чему удалось избежать конфликта?

Поговорим о собственном поведении в конфликтной ситуации.

Прошу детей ответить на вопросы теста.

«Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации(когда ссоритесь)?»

Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте определенное количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего ваше поведение. Если подобным образом ведете себя

часто – 3 балла

от случая к случаю – 2 балла

редко – 1 бал

Вопрос 1. Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?

1.Угрожаю или дерусь

2.Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.

3.Ищу компромиссы.

4.Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5.Избегаю противника.

6.Желаю во, чтобы то ни стало добиться своей цели.

7.Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем категорически – нет.

8.Иду на компромисс.

10.Меняю тему.

11.Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

12.Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

13.Немножко уступлю, и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

14.Предлагаю мир.

15.Пытаюсь обратить все в шутку.

На доске:

Подсчитайте количество баллов под номерами…

Узнайте количество баллов по типам.

Определите свой стиль (больше всех баллов по буквам)

А. – это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что-то бы то ни стало, стремитесь выиграть. Это тип человека, я всегда прав.

Б. – это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы всегда стараетесь предложить альтернативу, ищете решение, удовлетворили бы обе стороны.

В. – «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

Г. – «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» своей добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

Д. – «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Делаем выводы из тестирования.

Получив результаты теста, возможно, кто-то из вас открыл что-то новое в себе. Но не стоит воспринимать это как нечто неизменное. Это повод задуматься и в дальнейшем изменить свою точку зрения, самого себя.

Игра практикум.

Существуют разные способы выхода из конфликта.

В ходе этой игры мы рассмотрим некоторые из путей выхода из конфликта.

Разделимся на группы.

Раздать задания (выбираются наиболее типичные конфликтные ситуации).

Обсудить конфликтную ситуацию, предложить найти выход из этой ситуации.

Ситуация №1

Класс условно разделен на две микрогруппы (группировки), в которых и там и там, есть сильные лидеры, активисты, отличники. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за оценки, за учительское уважение, за авторитет перед классом, за первенство. Все это выражается на уроках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах – «стычки», ссоры и даже были случаи драк. Эта ситуация напрягает весь класс. Как ребята конструктивно могут разрешить данную ситуацию?

Ситуация №2

В класс пришла новая девочка. Очень симпатичной внешности, хорошо одевается, хорошо учиться, отличается неординарностью и своеобразностью. Девочка сразу же заняла ведущие позиции перед одноклассниками – мальчишками.Естественно девчонкам в классе эта ситуация не нравится. Сначала «новенькая» была предупреждена о том, если она будет так воображать, то ей в этом классе не учиться. Но ничего не изменилось. Ее встретили на улице, и состоялся предметный разговор. Она же в ответ заявила, что ее не интересует мнение девочек. Как добиться понимания?

Ситуация №3

На перемене ты дал другу свой новенький, только что купленный мобильный телефон. Он вышел с ним в коридор, а ты остался в классе. Когда ты вышел в коридор, то увидел, что друг собирает с пола разломанный корпус твоего телефона. Оказывается, его толкнули пробегающие мимо ребята, и он уронил телефон, а сам он ни в чем не виноват. Ты знаешь, что тебя будут ругать родители. Что делать? Как не испортить отношения с другом? Как объяснить все родителям?

Существует много способов решить возникшую конфликтную ситуацию:

Прежде чем вступать в спор успокойся, обдумай, взвесь все.

Просчитай в уме до десяти.

Будь мудрее.

Выяснить причину ссоры, попытайся объяснить о возможных моральных травмах.

Правила


НЕ СТРЕМИТЕСЬ ДОМИНИРОВАТЬ ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО.

БУДЬТЕ ПРИНЦИПИАЛЬНЫ, НО НЕ БОРИТЕСЬ РАДИ ПРИНЦИПА.

ПОМНИТЕ, ЧТО ПРЯМОЛИНЕЙНОСТЬ ХОРОША, НО НЕ ВСЕГДА.

КРИТИКУЙТЕ, НО НЕ КРИТИКАНСТВУЙТЕ.

ЧАЩЕ УЛЫБАЙТЕСЬ.

ТРАДИЦИИ ХОРОШИ, НО ДО ОПРЕДЕЛЕННОГО ПРЕДЕЛА.

ВО ВСЕМ НАДО ЗНАТЬ МЕРУ.

СКАЗАТЬ ПРАВДУ ТОЖЕ НАДО УМЕТЬ.

БУДЬТЕ НЕЗАВИСИМЫ, НО НЕ САМОНАДЕЯНЫ.

НЕ ПРЕВРАЩАЙТЕ НАСТОЙЧИВОСТЬ В НАЗОЙЛИВОСТЬ.

 БУДЬТЕ СПРАВЕДЛИВЫ И ТЕРПИМЫ К ЛЮДЯМ. НЕ ПЕРЕОЦЕНИВАЙТЕ СВОИ СПОСОБНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ И НЕ УМАЛЯЙТЕ СПОСОБНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ДРУГИХ.

НЕ ПРОЯВЛЯЙТЕ ИНИЦИАТИВУ ТАМ, ГДЕ В НЕЙ НЕ НУЖДАЮТСЯ.

РЕАЛИЗУЙТЕ СЕБЯ В ТВОРЧЕСТВЕ, А НЕ В КОНФЛИКТЕ.

ПРОЯВЛЯЙТЕ ВЫДЕРЖКУ, ОВЛАДЕВАЙТЕ УМЕНИЯМИ САМОРЕГУЛЯЦИИ.

К.Р. Уважение к людям, знание правил ведения спора, дискуссии, правил общения помогают предотвращать ненужные конфликты. Но есть еще и специальные правила предупреждения конфликтов. Вот эти правила (вывешивается на доскуплакат с этими правилами, ребята с ними знакомятся).

НЕ ГОВОРИТЕ СРАЗУ СО ВЗВИНЧЕННЫМ, ВОЗБУЖДЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ.

 ПРЕЖДЕ ЧЕМ СКАЗАТЬ О НЕПРЯТНОМ, ПОСТАРАЙТЕСЬ СОЗДАТЬ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНУЮ АТМОСФЕРУ, ОТМЕТЬТЕ ЗАСЛУГИ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО ХОРОШИЕ ДЕЛА.

ПОСТАРАЙТЕСЬ ПОСМОТРЕТЬ НА ПРОБЛЕМУ ГЛАЗАМИ ОППОНЕНТА, ПОСТАРАЙТЕСЬ «ВСТАТЬ НА ЕГО МЕСТО».

 НЕ СКРЫВАЙТЕ ДОБРОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ, ЧАЩЕ ВЫСКАЗЫВАЙТЕ ОДОБРЕНИЕ СВОИМ ТОВАРИЩАМ, НЕ СКУПИТЕСЬ НА ПОХВАЛУ.

УМЕЙТЕ ЗАСТАВИТЬ СЕБЯ МОЛЧАТЬ, КОГДА ВАС ЗАДЕВАЮТ В МЕЛКОЙ ССОРЕ, БУДЬТЕ ВЫШЕ МЕЛОЧНЫХ РАЗБОРОК.

Рефлексия:

К.Р. Ребята, сегодня мы с вами поговорили о причинах конфликтов и путях их решения.

Считаете ли вы обсуждение данной темы полезной, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях?

  1. Методическая разработка классного часа для учащихся 7-11 классов Тема: «Конфликты в нашей жизни»

    Методическая разработка

    ... (потеря семьи, потеря себя). В ходе классного часа «Конфликты в нашей жизни » обсуждается значимость данной темы для... можно продолжить тему нашего классного часа ? (Показ слайда №13) Слайд №13 «Конфликты в нашей жизни или выиграть...

  2. Классный час

    Прежнему где-то происходят военные конфликты , теракты, совершаются преступления, ... прав. Ход классного часа : - Сегодня мы будем говорить о нашем обществе. Вспомните... не только на примерах из нашей жизни . Давайте вспомним художественное произведение...

  3. Классный час

    Дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов , экологических, техногенных катастроф, стихийных... отдельности. Классный час на тему: "Права ребенка" Классный час на тему: "Наши права и... больше знали о законах нашей жизни . Вам помогут также книги...

Классный час "Я среди своих одноклассников"

Цель : Формирование у детей навыков эффективного общения.

Возраст детей. 12-13 лет.

Форма проведения. Беседа с элементами тренинга.

Место проведения. Классная комната, рабочие столы стоят вдоль стен. Обучающиеся сидят на стульях, расставленных по кругу.

(Дети, согласно установленным правилам, высказывают свою точку зрения)

Ведущий. Правильное общение - это действительно роскошь! Люди искренне делятся с другими своей добротой, вниманием, уважением, вежливостью и получают взамен доброту, внимание, уважение, вежливость.

А теперь скажите, пожалуйста, что нового узнал каждый из вас из нашей встречи?

(Дети по очереди рассказывают о новых знаниях, полученных на классном часе, о своих впечатлениях)

Ведущий. Спасибо всем за работу. Всего вам доброго.

Вопросы анонимной анкеты.

Есть ли у тебя друзья в классе? Назови.

Бывает ли так, что тебе не хочется идти в школу из-за ссоры с одноклассниками?

Кто начинает ссоры в классе?

Кто из одноклассников, с твоей точки зрения, унижает твое человеческое достоинство?

Кто в классе обращается к другим грубо, используя обидные клички?

А ты обращаешься к другим по кличке?

Считаешь ли ты грубое обращение к людям признаком хорошего воспитания?

Беседа на тему: Взаимоотношения с одноклассниками»

Цели: дать учащимся представление о том, каким должно быть отношение одноклассников друг к другу, как создавать учебный коллектив; формировать умение жить в нем; раскрыть содержание понятий «коллектив» и «школьные товарищи».

Оборудование : тема записана на доске, памятки.

Ход беседы Вступительное слово

Прочитаем тему нашего классного часа. Кто сможет объяснить, что такое коллектив? (Высказывания детей.)

Коллективом называется группа людей, объединенных общей работой или учебой, общими интересами или взглядами. Школьный класс может стать коллективом. Люди, которые входят в коллектив,- товарищи.

Школьные товарищи - это одноклассники, сотрудничающие в учебе и помогающие друг другу в самовоспитании. Школьные товарищи проявляют взаимопомощь в учебе, на уроке и дома, в приготовлении домашних заданий, совместно проводят перемены, а после уроков - свободное время по интересам.

Итак, объединяет учащихся класса все, что делается вместе, совместными усилиями.

Осмысление отношений в классе (беседа-диалог)

Подумайте, есть ли деловое сотрудничество в нашем классе.

Анализ взаимопомощи в учебе:

1. Оказываете ли вы вашим одноклассникам помощь в учении в школе и дома? (Ученики приводят свои примеры.)

2. Бывают ли в классе случаи, когда возникает необходимость в учебной помощи?

3. Обращался ли кто-либо из вас за помощью и помогал ли тот, к кому вы обращались? (Высказывания детей.)

Анализ взаимопомощи в самовоспитании:

1. Какие хорошие поступки своих одноклассников вы наблюдали на уроке, перемене, после уроков, в том числе интересные ответы у доски? (Дети вспоминают и приводят свои примеры.)

2. Мешают ли вам на уроке другие ученики? Какие плохие поступки одноклассников вы видите на перемене или вне школы? (Дети приводят примеры.)

3. Как вы действуете в этих ситуациях? (Выслушиваются высказывания учащихся.)

4. Проводите ли вы совместно с кем-то из одноклассников свободное время по интересам? Чем занимаетесь? (Ответы детей.)

5. Кого в классе можно назвать товарищем? Как он проявляет товарищество? (Дети приводят примеры.)

Физкультминутка

Давайте все делать, как я

Давайте все делать, как я. (Два хлопка.)

А ну-ка, все вместе, все враз. (Два хлопка.)

Все делают дружно у нас! (Два хлопка.)

Давайте все топнем, как я. (Два притопа.)

А ну-ка, все вместе, все враз. (Два притопа.)

Все делают дружно у нас! (Два притопа.)

Давайте все скажем, как я... («Ура!»)

А ну-ка, все вместе, все враз. («Ура!»)

Все делают дружно у нас! («Ура!»)

Игра «Закончи фразу»

Мне нравится, когда мои друзья...

Я не люблю, когда меня...

Мне очень приятно говорить друзьям...

Своим друзьям я всегда...

Я могу дружить с теми, кто...

Со мной можно дружить, потому что...

Вывод . Как вы думаете, можно ли наш класс назвать коллективом? Но жизнь в классном коллективе была бы невозможна без взаимопонимания.

(Записать слово на доске.)

Взаимопонимание - это согласие. Оно связано с умением думать, перед тем как что-то сделать или сказать. Не согласен с чем-то - скажи, почему ты против, но не дерись.

Практическая часть

Будем учиться отстаивать свое мнение и договариваться. Поработаем в парах. Проиграйте ситуацию: одному из вас хочется

во время перемены поиграть в «Ручейки», а другому - в шашки. Как вы договоритесь?

(Ученики работают в парах. Затем у доски заслушать несколько пар, которые смогли договориться.)

Памятка

♦ Помни закон нашей жизни: один за всех и все за одного.

♦ С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.

♦ Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи, не забывай говорить «волшебные слова» («спасибо», «пожалуйста» и др.), здоровайся при встрече, прощайся при расставании.

♦ Если знаешь интересные игры или что-то умеешь делать, научи других. В играх не будь грубым, не кричи.

♦ Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.

♦ Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом; останови товарища, если он занимается чем-то плохим.

♦ Играй с малышами, не обижай их; если они поссорились, помири их, разними драчунов.

♦ Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не выходит. Правила общения с одноклассниками

Проявляй внимание к своим друзьям и одноклассникам, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их;

Никогда не смейся над физическими недостатками лю­дей;

Всегда и во всём помогай младшим и слабым;

Не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу;

Не придумывай никому обидных прозвищ;

Если ты сам страдаешь от привязавшегося к тебе прозвища, не отзывайся на него; может, тогда твой обидчик вспомнит твоё имя;

Если товарищ одолжил тебе что-либо, отдай ему это в обещанный срок, не дожидаясь, пока он тебе об этом напомнит;

Всегда выполняй данные тобой обещания;

Никогда не обещай того, чего выполнить не сможешь;

Дорожи своим словом: твои друзья должны знать, что на тебя во всём можно положиться, что ты всегда держишь слово;

Всегда будь точным: неточность - это прежде всего невежливость;

Никогда не подслушивай чужие разговоры и не читай чужие письма;

Никогда не проявляй к людям неуважения, бесцеремонности, дерзости, грубости или хамства

Подведение итогов

Что такое дружба?

Что нужно делать, чтобы у тебя было много друзей?

Ирина Малахинская
«Я и мои одноклассники - одна команда!»

Цели :

Помочь детям познакомиться друг с другом поближе, узнать что-то новое о своем однокласснике .

Подчеркнуть уникальность каждого участника.

Учить подростков внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.

Формировать позитивное отношение к другим людям.

Никто не может любить другого,

если до этого не полюбил себя.

Эразм Роттердамский

Необходимые материалы : листочки, фломастеры, музыкальное сопровождение, клубок ниток, мяч.

План проведения.

Участники садятся на расставленные по кругу стулья.

I. Вводная часть

Введение в проблему.

Необходимое время 5 мин.

Педагог-психолог : Добрый день! Я очень рада видеть вас сегодня на занятии.

Принимаются правила работы в группе :

1. В кругу все равны. Можно высказывать любое мнение, не задевая при этом достоинство друг друга.

2. Правило искренности в общении.

3. Правило активности.

4. Правило умения слушать. Когда один говорит, все остальные его слушают.

5. Правило поднятой руки (если хочешь что-то сказать подними руку, если кто-то говорит, то все молчат).

Знакомство

Необходимое время 15 минут

Упражнение "Бейджик"

Разминка

Упражнение "Поприветствуй друга"

Ребята предлагаю вам поздороваться друг с другом в необычной форме :

Рукопожатие;

Плечиком;

Коленочками;

Головками;

Локотками;

Спинками.

Обсуждение :

Да ребята, доброе приветствие помогает установить дружественные отношения с собеседником, улучшить самочувствие в группе. А ведь без хороших друзей прожить просто невозможно!

Упражнение "Волшебный клубок"

Материал : клубок ниток.

Инструкция. У каждого из вас сейчас есть возможность сообщить нам свое имя и рассказать нам о себе. Своем увлечении, хобби, ваш девиз по жизни и т. д.? Много ли у вас друзей? Цените ли вы своих друзей? Есть ли у вас лучший друг?

Меня зовут … и я очень … (Зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте клубок человеку, сидящему напротив).

Меня зовут Юлия Евгеньевна… Я педагог-психолог. Это значит, что я помогаю понять, что мешает достигать цели, и могу поддержать человека в трудной ситуации. Мне нравится работать с людьми, детьми, семьями, у меня есть много разных игр и упражнений для вас.

Таким образом, клубок передается дальше и дальше, пока все участники не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Затем поговорите с участниками обо всем, что может способствовать групповой сплоченности. Спросите их : «как вы думаете, почему мы составили такую паутину?» .

Посмотрите, какая у нас получалась паутина! А как вы думаете, благодаря чему или кому?

После этого разговора нужно будет снова распустить паутину. Для этого каждый ребенок должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени и, может быть, пересказывая его рассказ о себе. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернется к вам обратно. Возможно, иногда нить будет запутываться – в таких случаях можно с юмором прокомментировать ситуацию, сказав, что члены группы уже тесно связаны между собой.

Время проведения : 10-15 минут

Упражнение "Волшебное озеро"

Для упражнения понадобится шкатулка, в которую психолог заранее кладет небольшое зеркало круглой формы.

Все участники садятся в круг и закрывают глаза.

Психолог. Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в «маленьком волшебном озере» , вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.

После того как в шкатулку заглянет каждый, психолог задает ученикам вопросы :

Как вы понимаете значение слова «уникальный» ?

Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?

Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?

Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?

Психолог. Мы выяснили, что каждый человек - это уникальная и неповторимая личность, одна -единственная в своем роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью. Сходным по значению со словом «терпимость» является слово «толерантность» . Давайте вслушаемся в это слово : «То-о-ле-е-ра-а-нт-ность» .

Упражнение "Похвали себя и других"

Участники делятся на две подгруппы. Одна подгруппа образует внешний круг, другая - внутренний. Ученики стоят лицом друг к другу.

Психолог. Если мы не научимся находить в себе положительные качества характера, говорить о них окружающим нас людям, мы не увидим ничего положительного и в другом человеке.

Поэтому сейчас каждый должен сказать партнеру, что вам в нем нравится. Партнер, выслушав вас, должен сказать : «А кроме того, я.» - и продолжить говорить комплименты в свой адрес.

Например, Саша говорит Вере : «Вера, ты очень добрый человек, мне нравится, что ты всегда помогаешь другим в беде». Вера продолжает : «А кроме того, я настойчивая, щедрая.» Затем Вера должна похвалить Сашу.

После обмена комплиментами ученики, стоящие во внешнем круге, передвигаются по часовой стрелке и повторяют задание с новым партнером.

Рефлексия :

Что ты чувствовал (а, когда говорил (а) комплименты другим участникам?

Что ты чувствовал, когда тебе говорили комплименты?

Легко ли было похвалить себя?

Упражнение «Ты - молодец, потому что.» (10 мин.)

По кругу из рук в руки пускается мягкое игрушечное сердечко. Каждый, у кого в руках оказывается сердечко, обращается к герою по имени, говорит ему : «Ты - молодец, потому что.» – и называет какое-то положительное качество или полезное умение героя. В это время ведущий (психолог или классный руководитель) оформляет листок с солнышком, записывая все названные положительные качества ребенка на лучах солнца.

Ритуал прощания «Я желаю себе и другим.»

Мяч передается по кругу. Участник, который держит в руке мяч, отвечает на предложенные ниже вопросы, говорит добрые пожелания себе и другим, затем передает мяч соседу.

Вопросы ученикам :

Что вы узнали о понятии "толерантность"?

Как отношение к самому себе влияет на отношение к другим людям?

Рефлексия :

"Волшебный мяч"

Что понравилось на занятии

Что не понравилось на занятии

Упражнения "Аплодисменты по кругу"

Инструкция : Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников . Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т. д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Классный час в 6-8-х классах

Взаимоотношения в коллективе.

Как предотвратить конфликты?

Подготовила

социальный педагог

О.А. Новикова

2013 г.

Классный час посвящен методам эффективного общения.

Многие дети в подростковом возрасте не обладают навыком мирно решать конфликты. Следствием этих конфликтов становятся нервозность детей, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии.

В ходе классного часа анализируются понятия «конфликт», «конфликтная ситуация», выясняются причины конфликтов, предлагаются варианты конструктивного разрешения конфликтов. Цели: - разъяснить детям понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация», рассмотреть способы предупреждения конфликтов; - способствовать формированию позитивного отношения к людям; - побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.

Цель: Научить детей относиться друг к другу уважительно, усвоить некоторые правила бесконфликтного общения и выхода из конфликта.

Оборудование: листы белой бумаги, фломастеры, листики в форме облака для каждого учащегося, солнышко.

Оформление: эпиграф на экране (слайд №1):

«Те, кто не могут сварить суп, заваривают кашу».

Ребята, приходилось ли вам «заваривать кашу»? В чем это заключалось? (Возможные ответы детей: «напутал чего-то», «перессорился со всеми», «попал в трудную ситуацию» и т. д.)

А есть другая поговорка со словом «каша»: «С тобой каши не сваришь». О ком так говорят? (Дети: «о бестолковых, ленивых, несговорчивых», «о таком человеке, с которым невозможно договориться».)

Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения. Как их избежать? Как прекратить «расхлебывать» кашу, которую заварили во время таких столкновений? Об этом мы и будем говорить во время классного часа под названием «Как предотвратить конфликты?». (слайд №2)

В человеческих отношениях присутствует один интересный феномен. Ученые провели психологический опыт, который позволил выявить, ЧТО люди хотят воспитать в себе и видеть в других. И вот какие данные были получены.

Люди хотели развить в себе качества: (слайд №3)

Уверенности, решительности - 46 % опрошенных

Выдержки, уравновешенности - 30 %

Целеустремленности, силы воли - 30 %

Терпимости - 12 %

Доброжелательности - 10 % .

А вот окружающим людям все хотели бы добавить: (слайд №4)

Доброты, человечности - 50 % опрошенных

Честности, порядочности - 30 %

Взаимопонимания, сочувствия - 22 %

Терпимости - 16 %

Щедрости - 12 %

Итак, люди желают себе больше твердости, а окружающим больше мягкости. Но ведь и окружающие ждут от нас взаимопонимания, доброты, порядочности, а мы твердой поступью идем в ином направлении. В результате возникает взаимная неудовлетворенность, напряжение, конфликт. Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться. А что такое конфликт? (слайд №5) (ответы ребят)

- (слайд №6) Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми. В чем же вред конфликтов?

Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека. Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще все валится из рук. В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.

- (слайд № 7) Как вы думаете, чем обусловлено возникновение конфликта?

Для возникновения конфликта достаточно присутствия двух человек, наличия двух точек зрения (так называемый внутренний конфликт) и предмета спора. Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Общение - основа разрешения конфликтов. Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. При общении очень часто возникают трудные ситуации, найти выход из которых порой также нелегко. Но нужно.

Упражнение « Облака». (слайд №8)

Я предлагаю вам закрыть глаза (чтобы не давило мнение окружающих) и поднять руку тем, кто никогда никого не обзывал обидным словом. Результаты опроса известны только учителю.

Раздаю всем детям листки, вырезанные в форме облака, на котором ребёнок пишет обидное слово, сказанное ему.

Собираю облака и прикрепляю их на солнышко.

Посмотрим на то, что у нас получилось. « Что может сейчас произойти?». (Дети отвечают, что на класс надвигается гроза, облака закрыли солнце.)

Учитель просит рассказать ребят, что они чувствовали, когда их обозвали, и что они сделали в ответ обидчику. Наиболее типичные реакции записываются на доску в две колонки.

Действия Чувства

Я просто отошёл в сторону. Мне хотелось плакать.

Я сказал, что нельзя обзываться. Я хотел ударить обидчика.

В левой колонке получим несколько конструктивных решений.

Предлагаю вам найти выход из создавшейся ситуации, чтобы погода стала вновь ясной. Дети предлагают свои варианты выхода из конфликтной ситуации: « Я не хотел тебя обидеть, прости», « Я был не прав», «Давай помиримся» и. д.

Способы предупреждения конфликтов (слайд №9)

Один из способов предупреждения конфликтов - мягкое противостояние. - это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.

Другой способ называется "конструктивное предложение" Это попытка найти компромисс, т.е. выход, который мог бы устроить всех.

Я вам предлагаю несколько ситуаций, которые нужно разрешить.(слайд №10)

Ситуации:

1. (слайд №11) Ира обижена: «Вчера ты, Витя, шел мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо». Витя удивлен: «А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась». Кто прав? (Кто культурнее, тот первым здоровается.)

2. (слайд №12) Настя говорит: «Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне, притворяться?» Права ли Настя?

3. (слайд №13) Тебя обозвали. Твоя реакция? а) Отделаюсь шуткой (демонстративно раскланяюсь и поблагодарю за «хорошие» слова). б) Отблагодарю тем же (обзову). в) Пожалуюсь старшим.

4. (слайд №14) Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Как будете действовать.

5. (слайд №15) В твоей компании все курят. Ты не хочешь начинать. Но ребята смеются над тобой. Как тебе быть?»

6. (слайд №16) На перемене ты дал другу свой новенький, только что купленный мобильный телефон. Он вышел с ним в коридор, а ты остался в классе. Когда ты вышел в коридор, то увидел, что друг собирает с пола разломанный корпус твоего телефона. Оказывается, его толкнули пробегающие мимо ребята, и он уронил телефон, а сам он ни в чем не виноват. Ты знаешь, что тебя будут ругать родители. Что делать? Как не испортить отношения с другом? Как объяснить все родителям?

Группам раздаются листочки с описанием конфликтной ситуации


Проигрывание ситуаций (вызывать по 2 человека на ситуацию) (слайд №17)

В данном упражнении вы разобьетесь на пары. Один будет играть роль виновника конфликта, а другой роль пострадавшего.

1. (слайд №18) Вам в киоске сказали, что у них горячие пирожки, вы купили, но пирожок оказался холодным. Вы возвращаете пирожок продавцу и говорите… (Высказывания детей.)

2. (слайд №19) Приятель сообщил, что рассказал кому-то вашу тайну… (Высказывания детей.)

3. (слайд №20) Подруга взяла у вас на вечер ваши любимые брюки, а наутро возвращает их надорванными. Вы говорите… (Высказывания детей.)

Всем хочется стать чуточку лучше. Это я знаю по себе. А ведь есть много возможностей научиться жить бесконфликтно. Один из способов - умение делать комплименты. Давайте поучимся говорить друг другу приятные слова.

Игра «Комплимент» (слайд 21)

Вызываются 2 ученика - мальчик и девочка. Делая вперед по одному шагу, они говорят друг другу комплименты.


В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость - неотъемлемое качество общения.

Давайте поиграем в «Речевой этикет» (слайд 22)

Играют две команды (группы).

1. Назовите слова приветствия. («Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Приветствую вас», «Привет», «Салют».)

2. Выскажите просьбу. («Вы можете мне сказать...», «Не могли бы вы мне...», «Скажите, пожалуйста…», «Разрешите попросить вас…», «Не могли бы вы...», «Будьте добры...».)

3. Какими словами лучше всего начать знакомство? («Разрешите представить вам…», «Разрешите познакомить вас…», «Познакомьтесь…», «Как тебя зовут?», «Вы знакомы?», «Позвольте познакомиться».)

4. Как принято извиняться в культурном обществе? («Приношу вам свои глубокие извинения», «Позвольте мне извиниться», «Не могу не принести вам свои глубокие извинения», «Простите за…».)

5. Есть ли несколько слов утешения и ободрения у тебя в запасе? («Не огорчайтесь», «Нет повода для беспокойства», «Нет ничего плохого в том, что…», «Все будет хорошо», «Успокойтесь».)

6. Слова благодарности. («Благодарю вас», «Спасибо», «Разрешите поблагодарить вас», «Заранее благодарен», «Признателен вам», «Примите мою благодарность».)

7. Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя? («До свидания», «Надеюсь видеть вас еще», «Доброго пути», «До завтра», «Всего хорошего», «Всегда рады вас видеть», «Приятно было познакомиться».)

Вы, наверное, со мной согласитесь, что спор, как правило, не приносит ни удовлетворения, ни истины. Не зря говорят: «Из двух ссорящихся виноват тот, кто умнее». Конечно, лучше всего ссору погасить в самом начале. Для этого можно пойти на компромисс, то есть или уступить, или уговорить уступить того, с кем ссоришься. Первое, как правило, проще. Попробуйте во время ссоры попытаться представить себя на месте вашего соперника - и вы поймете, что у него тоже есть причины для защиты своих аргументов.

Давайте попробуем разыграть сценку, в которой ссорятся две подруги. (слайд 23)

Выходят две ученицы.

1-й вариант разговора.

Ой, привет, ты где это так подстриглась?

А что, тебе не нравится?

Так вообще давно уже никто не стрижется - ты выглядишь как пенсионерка.

Ты на себя в зеркало посмотри!..

Хочется отметить, что обобщения типа «вообще никто», «никто так не делает» только провоцируют развитие спора.

2-й вариант разговора.

Тебе просто не идет эта стрижка.

Ты на самом деле так считаешь?

Ну да, я же твоя подруга, а кто тебе еще честно скажет?

А что мне делать?

Пойдем ко мне, я попробую уложить тебе волосы по-другому.

Пойдем.

В данном случае искренность и готовность пойти навстречу помогли избежать ссоры.

Тест (слайд 24)

Прошу ответить на вопросы теста.

«Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации?»

Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте определенное количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего стиль поведения. Если подобным образом ведете себя

часто – 3 балла

от случая к случаю – 2 балла

редко – 1 бал

Вопрос 1 . Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?


  1. Угрожаю или дерусь
  2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.
  3. Ищу компромиссы.
  4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
  5. Избегаю противника.
  6. Желаю во, чтобы то ни стало добиться своей цели.
  7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем категорически – нет.
  8. Иду на компромисс.
  9. Сдаюсь
  10. Меняю тему.
  11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
  12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
  13. Немножко уступлю, и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
  14. Предлагаю мир.
  15. Пытаюсь обратить все в шутку.

(слайд 25)

1

6

11

А

2

7

12

Б

3

8

13

В

4

9

14

Г

5

10

15

Д


Подсчитайте количество баллов под номерами…

Узнайте количество баллов по типам.

Определите свой стиль (больше всех баллов по буквам)

А. – это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что-то бы то ни стало, стремитесь выиграть. Это тип человека, я всегда прав.

Б. – это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы всегда стараетесь предложить альтернативу, ищете решение, удовлетворили бы обе стороны.

В. – «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

Г. – «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» своей добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

Д. – «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Сделать выводы из тестирования.

Получив результаты теста, возможно, кто-то из вас открыл что-то новое в себе. Но не стоит воспринимать это как нечто неизменное. Это повод задуматься и в дальнейшем изменить свою точку зрения, самого себя.

Копилка добрых советов (слайд №26)

Высвечиваются на экране.

Ребята, послушайте несколько советов, которые помогут вам взглянуть на процесс общения по-новому.

Совет первый. Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам. Как вы это понимаете? (Ответы учеников.)

Совет второй. Помните о законе «отзеркаливания»: как вы к людям - так и они к вам. Что необходимо сделать, чтобы «отзеркаливать» лучшее? (Ответы учеников.)

Совет третий. Замечайте в людях только хорошее. Во всех людях без исключения. Как вы понимаете этот совет? (Ответы учеников.)

Совет четвертый. Не обижайтесь. В чем смысл этого совета? Есть русская пословица: «Кто старое помянет, тому глаз вон». (Ответы учеников.)

Совет пятый. «Но, отходя ко сну, спроси себя, / Кого и чем порадовал ты за день?» Как вы понимаете эти стихотворные строки? (Ответы учеников.)

Итак, избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно. Посмотрите по-доброму друг на друга, улыбнитесь, простите все обиды.

(слайд 27)

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы - как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих не нее.

(Е. Евтушенко.)

- И человек, который находится рядом с тобой, отличается от тебя. Это не значит, что он хуже тебя: он просто другой, со своими индивидуальными особенностями, со своими сильными и слабыми сторонами личности.

(слайд 28)

Итоговое упражнение «Подарок»

Здесь, в классе, для каждого из вас есть небольшой подарок. Вспомните свой номер, под таким же номером вы найдете свой подарок. И помните: ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, - предназначено именно тебе. Каждый находит в комнате листок (в виде сердца, звездочки и проч.) со своим номером, на оборотной стороне которого написано пожелание. Пожелания

1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.

3. Уважай чувства других людей.

4. Любую проблему можно решить.

5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

6. Не сердись, улыбнись.

7. Начни свой день с улыбки.

8. Будь уверен в себе.

9. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.

10. Взгляни на своего обидчика - может, ему просто нужна твоя помощь. 11. Будь обаятелен и добр.

12. Извинись, если ты не прав.

13. Не забывай выражать свою благодарность.

14. Выполняй свои обещания.

15. Не критикуй постоянно других.

16. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других.

17. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.

18. Никогда не говорите человеку, что он не прав; если вы не правы, признайте это.

19. Единственный способ одержать верх в споре - это уклониться от него.

20. Если вы делаете то, что делали всегда, вы и получите то, что всегда получали.

21. В жизни есть главное и не главное, не трать силы на пустяки.

22. Не осуждайте никого, чтобы не осуждали Вас.

23. Не ищите внешних врагов: чтобы понять, что мешает Вашему развитию, загляните внутрь себя.

24. Не поддавайтесь эмоциям.

25. Помни, каждый достоин уважения, так как он - человек. Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

26. Узнай лучше самого себя. Найди в себе интересные качества - это поможет привлечь к себе сверстников и сохранить объективное суждение о других людях.

27. Не замечай мелкие недостатки товарища. Ты ведь тоже их не лишен.

28. Развивай умение понимать юмор. Старайся отшучиваться, если кто-то иронизирует по поводу твоей внешности или успеваемости.

29. Умей выслушать товарища, учись вести диалог, а не говорить монологи.

Закончить наше занятие мне хочется следующими словами (Слайд 29):

«Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решение окажется верным».

Если мы будем избегать конфликтов, то будем дружить. Ну, а дружба начинается с улыбки (Слайд 30).

Литература. 1. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. - М.: Издательский центр «ВЛАДОС», 2003. 2. Билык Н. И. Спутник классного руководителя: 5–7 классы. - Волгоград: Учитель, 2007. 3. Диреклеева Н. И. Классные часы по теме «Нравственность». - М.: 5 за знания, 2006. 4. Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры): 7–8 классы / Авт.-сост. И. А. Зайцева, Н. А. Догадова. - Волгоград: Учитель, 2005. 5. Классные часы: 9 класс / Авт.-сост. Н. Г. Колодезнева и др. - Волгоград: Учитель, 2006. 6. Савченко Е. В., Жиренко О. Е. Классные часы: 5–9 классы. - М.: ВАКО, 2007. 7. Классные часы на темы этикета: 5–11 классы. - М.: Глобус, 2007.