Кто носит килт. Что скрывается под килтом. Виды мужских юбок

Килт не просто элемент исторического шотландского мужского костюма. Это многовековая традиция. Атрибут мужественности, символ свободы духа. И тела

Фото: NIALLBENVIE/NPL/MINDEN PICTURES/ALL OVER PRESS

Для гостей на свадьбе Нила Кэмпбелла платье невесты осталось лишь белым облаком на периферии взгляда - их взоры были прикованы к другой юбке. Выходец из Глазго, издатель журналов What’s On и Panorama, последовал национальной традиции и, как и большинство шотландцев в столь торжественных случаях, облачился в килт. В городе Киеве, где происходило дело, такое увидишь нечасто.

Но шотландцы, где бы они ни находились, неизменно чтят традиции: как носили клетчатый килт в XVI веке, так и носят по сей день. При этом юбка на мужских бедрах не выглядит пародией на женскую, а наоборот, она демонстрирует мужественность, иногда даже в прямом смысле. И, как добавляет Нил Кэмпбелл, вызывает (юбка, конечно) повышенное внимание со стороны женщин: «Я не сторонник националистических проявлений, но надеть килт на свадьбу - важная традиция. Около 90% шотландцев следует этому обычаю, несмотря на то, что сшить национальный костюм - удовольствие не из дешевых». По словам Кэмпбелла, стоимость всего комплекта, включающего помимо килта кожаную сумочку, обувь, куртку и нож, начинается с 500 британских фунтов. А ведь изначально подобное одеяние было доступно каждому хайлендеру - горцу.

То, что шотландцы носили вплоть до XVIII века, называлось большим килтом. Это был многометровый кусок клетчатой ткани, что-то вроде пледа. Его расстилали на земле поверх разложенного пояса, а затем центральную часть собирали в складки. Человек ложился спиной вдоль складок, и вокруг его тела обертывали боковые части. Отсюда и название kilt , что с шотландского переводится как «обернутая вокруг тела одежда». Это слово, в свою очередь, было позаимствовано у викингов (древнескандинавское kjalta - «складчатый»). После того как затягивался пояс, одеяние приобретало осмысленный вид: нижняя часть превращалась в юбку, а верхняя закидывалась поверх одного плеча или сразу обоих как накидка. Универсальный костюм не стеснял движений, быстро высыхал после переправ через реки и болота, а также согревал, когда хозяину приходилось ночевать под открытым небом.

Однако в равнинной «цивилизованной» части королевства такой наряд считался варварским. Горная Шотландия отличалась от равнинной не только рельефом, но и культурными особенностями: она была больше связана с Ирландией, выходцы из которой активно заселяли шотландское высокогорье, несли свои традиции и ассимилировались с местным населением. После принятия закона о создании единого государства в 1707 году британские власти попытались стереть следы неприятных соседей и в 1715-м собирались запретить большой килт, который считали ирландским влиянием. Но гордые горцы не променяли любимую одежду на цивилизованный брючный костюм, который был к тому же и дороже. Практичность и дешевизна килта заставляла их терпеть неудобства, связанные с его размером. Ситуацию изменил бизнесмен из Ланкашира Томас Ролинсон. В 1720-е он занялся обработкой древесины в ранее недоступных англичанам шотландских лесах. Для работы он нанял сильных хайлендеров, традиционно завернутых в клетчатые пледы. Заметив, что верхняя часть килта мешает горцам работать продуктивно, Ролинсон отрезал ее,оставив только юбку, которая держалась на ремне. Так с его легкой руки на свет появился упрощенный вариант шотландского национального одеяния - малый килт.

В 1746 году англичане опять вмешались в историю мужской юбки. Они благополучно подавили восстание якобитов, которые хотели вернуть престол династии Стюартов. Наказанием для взбунтовавшихся шотландцев стал 36-летний запрет на ношение килта и вообще одежды в клетку. За непокорность ссылали в заморские колонии на семь лет. Запрет, однако, не касался полков британской армии, патрулировавших горы Шотландии, а также будущего короля Великобритании Георга ІІІ. В то время как ношение клетчатой одежды приравнивалась к уголовному преступлению, юный наследник престола щеголял в одежде из красной шотландки. В таком виде в обществе еще четырех королевских детей его запечатлел художник Бартелеми дю Пана в 1746 году. Интересно, что запрет был окончательно снят в 1782 году во время правления уже взрослого Георга ІІІ. А до этого непокорные шотландцы пытались перехитрить закон. Некоторые в знак протеста повязывали на талии куски синей, красной или зеленой ткани (традиционные цвета килтов) или зашивали юбки с внутренней стороны бедер, тем самым превращая в короткие штаны. Но наиболее отважные разгуливали в килтах, а навязанные английским законом бриджи демонстративно подвешивали на палку, которую носили за плечом. Ведь в правилах не было сформулировано, на что именно нужно надевать брюки...

Как только запрет ослаб, юбки опять вошли в моду. На костюм горцев обратили внимание интеллигенция и дворянство. Символом самоидентификации шотландцев он стал в 1822-м, когда король Георг IV пожаловал в Эдинбург с официальным визитом. К событию готовились долго и тщательно, организацией торжества занимался Вальтер Скотт - писатель и глава Королевского общества Эдинбурга. Он распорядился, чтобы местная знать облачилась на бал в килты. На волне общей национальной эйфории шотландские джентльмены хотели выделиться и стали активно выискивать в семейных архивах узоры и расцветки юбок, которые носили их предки.

Ситуацией воспользовались производители шерстяной ткани. Крупнейшая мануфактура в Шотландии, «Уильям Уилсон и сын» из Баннокберна, прежде обеспечивавшая армию, нашла новый способ заработать - на прихотях знати. Уилсоны создали каталог узоров (тартанов), которые моментально распределили между собой представители разных кланов. А чтобы заказчикам было вдвойне приятно, фирма стала называть орнаменты их фамилиями. Благодаря коммерческой жилке Уилсонов в Шотландии XIX века разразилась настоящая «тартановая лихорадка». А у каждой уважающей себя семьи появился еще один символ - именной килт.

«На свадьбе на мне был тартан моего клана - рода с тысячелетней историей, - с гордостью говорит Нил Кэмпбелл. - Мой далекий предок, которого звали так же, как и меня, был причастен к борьбе за независимость Шотландии. Нил Кэмпбелл выступал на стороне национального героя Уильяма Уоллеса, о котором Мел Гибсон снял фильм «Храброе сердце». Надевая зеленый килт, украшенный белыми и желтыми линиями, я ощущаю гордость и единение с моим кланом». Сегодня шотландцы все чаще вспоминают о килте в повседневной жизни, его надевают на прогулки и даже в церковь. Ронан Макгрегор, директор-распорядитель музея тартанов в Северной Каролине (США), рассказывает: «Мужчины надевают килты, даже когда отправляются за покупками, чинят автомобиль или копошатся в саду. Постоянно юбки носят не только военнослужащие, но и сотрудники туристической индустрии. Мне довелось повстречать ребят в тартанах во время путешествия по Северной Америке в горах Аппалачи». Макгрегор устроился работать в музей в 1999 году в качестве волонтера - настолько его интересовали складчатые юбки.

Сегодня он носит их в том числе и потому, что профессиональное положение обязывает. «В основном я надеваю килт во время традиционных игр горцев, фестивалей и торжественных обедов. Да и вообще всякий раз, когда хочу представить свой музей.В моем шкафу несколько килтов, но любимый - черно-зеленый с белыми и красными линиями. Я сам помогал создавать его на основе узоров клана Макгрегоров».

Носить такое амбициозное средство самовыражения под силу только мужчинам - вес юбки превышает несколько килограммов. «Да, килт достаточно тяжел, - делится ощущениями Нил Кэмпбелл, - но когда его надеваешь, ты этого не чувствуешь. Как ни странно, это очень удобная одежда. Даже если учесть, что для полноты образа юбку утяжеляют кинжалом скин-ду, который крепится за правым чулком, и кожаной сумочкой спорран. Наличия ножа в чулке требует традиция: оружие должно быть на виду, когда шотландец отправляется в гости. Сумка необходима горцу для хранения монет и мелких безделушек. А еще она защищала то, что принято называть «секретом килта»… Нил раскрывает этот секрет: «Согласно обычаю под юбкой у настоящего шотландца нижнего белья нет. Когда далекие предки шли на войну, они намеренно использовали свои скрытые до поры до времени достоинства против врага, задирая юбку». Такой неожиданный маневр призван был приводить противника в замешательство. Носивших килт «по правилам» прозвали истинными шотландцами. Появление столь строгих приверженцев национальных традиций в церемонном обществе иногда приводит к конфузам. «Нужно быть предельно внимательным, если надел килт, - говорит Кэмпбелл, - особенно когда садишься. Мужчины не привыкли носить одежду, которая может оставить некоторые части тела неприкрытыми. Иногда крики сидящей напротив женщины напоминают, что ты не в штанах».

Образ юбки в мировом кино


ЛУИ ДЕ ФЮНЕС в фильме «Фантомас против Скотланд-Ярда» (1967). Комиссар Жюв и его напарник единственные являются на вечерний раут к шотландскому лорду Рэшли в килтах. Юбки почему-то цвета известного южношотландского рода Каннигэмов: коричнево-красная клетка в бело-черную полоску.


КРИСТОФЕР ЛАМБЕРТ в фильме «Горец» (1986). Бессмертный воин Коннор Маклауд носит большой килт цветов реального клана Маклаудов: сине-зеленая клетка и желто-красные полосы.


МЕЛ ГИБСОН в фильме «Храброе сердце» (1995). XIII век, шотландский дворянин Уильям Уоллес - борец за независимость Шотландии. Он в килте личных коричнево-серых цветов, хотя тартан Уоллесов был в красно-черную клетку с желтой полосой. Правда, в жизни знать Шотландии килты тогда не носила.


ЛИАМ НИСОН в фильме «Роб Рой» (1995). XVIII век, дворянин Роб Рой из клана Макгрегоров - шотландский Робин Гуд. Большие килты, как на нем, тогда уже не носили, а расцветка отлична от родовой (красный с зеленым). Костюмеры придумали, что коричневый цвет символизирует горы, а голубой - небо.


СЭМЮЭЛ Л. ДЖЕКСОН в фильме «Формула 51» (2001). Химик Элмо Макэлрой приезжает из США в Англию. Он носит коричнево-зелено-черный килт рода Макэлроев, которые когда-то были хозяевами его предков в Новом Свете, и намерен купить их родовой замок.


ФОРЕСТ УИТАКЕР в фильме «Последний король Шотландии» (2006). Угандийский диктатор Иди Амин в серо-черно-зеленом килте, похожем на парадное обмундирование шотландских стрелков. В странах Африки в составе Британской империи парадная форма часто копировала элементы имперской.

Фото: DIOMEDIA ß(x4),AFP/EAST NEWS (x2)

Принято считать, что килт появился в Шотландии примерно в VII веке. В деревне Нигг находится камень с изображением человека в килте, датированный этим периодом. Первое письменное упоминание о мужской юбке относится к XVI веку. Епископ Лесли в своих отчетах Папе Римскому писал: «Их одежда практична и отлично подходит для сражений. Все носят накидки одного типа».
Если вспомнить о влажном климате Шотландии, то становится ясно, что в горных районах ношение брюк было непрактичным, т. к. ноги быстро промокали. А в килтах они быстро пересекали местность, эта одежда отлично высыхала и была ночью вместо одеяла. Стоит отметить, что поначалу только жители горных районов страны предпочитали брюкам килт.

Различают два вида килтов: большой и малый. Первый представляет собой большое шерстяное полотно, которое драпируется вокруг талии, закрепляется ремнем и перекидывается через плечо. «Облегченный» вариант килта, т. е. без верха, появился в XVIII веке, когда рабочим на производстве стал мешать «лишний» кусок ткани.
Само слово «килт» переводится с древнеисландского как «складчатый». Он изготавливается из тартана – шерстяной ткани с цветными пересекающимися линиями, образующими известную клетку. Каждый клан имел свою разновидность рисунка на ткани, что позволяло жителям сразу определять, откуда к ним являлись чужаки.

По традиции горцы отправлялись на войну в килтах, но при необходимости могли их снять. В 1645 году в ходе битвы шотландцы скинули с себя юбки и разгромили превосходящего в два раза врага (тогда не было понятия нижнего белья). Остается только гадать, отчего пал противник: от свирепости горцев или их внешнего вида.

Курьезная картинка о любопытных дамах и шотландцах.

Шон Коннери – британский актер шотландского происхождения.
Килт также считается символом свободы. В XVIII веке английское правительство лишило Шотландию независимости и среди прочего обязало население носить штаны. Горцы в свою очередь продолжали ходить в килтах, а штаны носили с собой, натянутые на палках. Тогда власти и вовсе приняли закон, запрещающий ношение килтов. За ослушание жителям грозило 6-месячное тюремное заключение, а за повторное – ссылка в колонии на 7 лет. Но всех выслать не удалось, а высшие круги знати Шотландии в знак протеста продолжали носить клетчатое облачение. Сегодня килт считается неотъемлемой частью культуры Шотландии, и ее жители гордятся этой одеждой и возмущаются, когда килт называют юбкой.

Килт изготавливается из большого куска ткани около 12 «еллов» (1356 см), его оборачивают вокруг талии и закрепляют с помощью специальных пряжек и ремней. К килту прилагается небольшая сумочка для личных вещей — спорран, а сам килт бывает «большим» (Great Kilt, Breacan Feile) и «малым» (Little kilt, Feileadh Beg). Большой килт можно закинуть на плечо и укрыться им в непогоду. Сейчас килт имеет длину около четырех или пяти ярдов (3657−4572 мм) и шириной 56−60 дюймов (142−151 см).

Килт — предмет мужской одежды храбрых горцев Шотландии

Настоящие горцы, с килтом, носят за правым чулком нож. Если нож расположен с внешней стороны гольфа (спереди), то это означало объявление войны. Шотландцы с самого начала XVII века использовали скин окклс (sgian achlais) — подмышечный кинжал, расположенный в левом рукаве подмышкой. Традиции гостеприимства требовали, чтобы в гостях оружие было на виду, и горец перекладывал нож из тайного кармана за подвязку правого гольфа. Со временем, так стали постоянно носить нож, и он получил название скин ду.


Впервые описание килта в горной Шотландии встречается в 1594 году: «Их верхняя одежда представляет собой крапчатое одеяние разнообразных расцветок, со множеством складок до середины икр, с поясом вокруг талии, стягивающим одежду ».

А в описании 1746 года сказано: «Эта одежда достаточно свободна и помогает мужчинам, привыкшим к ней, преодолевать тяжелые препятствия: совершать быстрые переходы, переносить суровость погоды, переправляться через реки. Килт одинаково удобен как для жизни в лесу, так и в домах. Словом, он помогает справиться с тем, с чем обычная одежда не в силах ».

Само слово «Килт» пошло от древнеисландского kjilt («складчатый») и грозных викингов с тартаном. Тартан — шерстяной материал с линиями различной ширины и цветов, которые пересекают друг друга под определёнными углами. Наклон, цвет и ширина тартана у каждого клана своя, что позволяло сразу определить чужака. По количеству цветов тартана можно было узнать общественное положение человека: один — слуга, два — фермер, три — офицер, пять — военачальник, шесть — поэт, семь — вождь. Сейчас существует около 700 рисунков (сеттов) тартанов, хотя многие были забыты во времена запрета на килты.

Юбку-килт носили не все шотландцы, а только горцы

Юбку-килт носили не все шотландцы, а только хайлендеры (highlanders) — горцы. В Шотландии (Highlands) большой килт был очень удобен для дождливого климата и гористой местности. Килт достаточно хорошо согревал, обеспечивал свободу передвижения, отлично высыхал, а в ночное время становился теплым пледом. Во время битвы, когда требовалась максимальная свобода передвижения, горцы скидывали килты и сражались в одних рубашках.

Существует легенда о таком сражении. В 1544 году прошла битва кланов между Фрайзерами, Макдоналдами и Камерунами, она получила название Blar-na-Leine, чтo в переводе означает «Битва Рубашек». Но это обычная игра слов: «Blar na Leine» пошло от «Blar na Leana», что переводится, как «Место болотистого луга».

Слово «Килт» пошло от древнеисландского kjilt («складчатый»)

Существовала и настоящая битва без килтов. В августе 1645 году произошла битва при Килсите. Маркиз Монтроза с тремя тысячами шотландцев и ирландцев встретился в бою против семитысячной армии Уильяма Бейли (William Baillie). Шотландские горцы, ударившие в центр позиций противника, в ходе боя сбросили килты и разгромили превосходящие силы в одних рубашках.

В XVIII в. британские власти пытались запретить ношение килта шотландцам, в котором усматривали своенравие горцев, и заставить носить брюки. Но гордые и упрямые хайлендеры обошли закон и ходили в килте, а штаны носили на палке.

В XVIII в. британские власти пытались запретить ношение килта шотландцам

Малый килт предположительно возник в 1725 году с подачи англичанина Ролинсона. Управляющий сталелитейного завода предложил оставить для удобства только нижнюю часть килта, а остальное обрезать. Длина килта определялась следующим образом: хозяин приседал на корточки и край материала, который касался пола, обрезали.


Сейчас килт популярен не только у воинствующих шотландцев, но и чинных англичан.

Давно не новость, что Килт – национальный символ Шотландии, который носят мужчины. Да-да, мужчины в юбке – не такая уж и дикость, а в Шотландии – еще и гордость. Рассмотрим, почему шотландцы носят юбки и в чем секрет подобной изюминки.

Мужество и независимость

Каждый народ, каждое государство и общество имеют свои особенности, традиции и национальные символы, в Шотландии такой изюминкой считается килт – юбка для мужчин. Изделие олицетворяет и символизирует невероятное мужество, богатырскую силу, непоколебимую храбрость и упрямство истинных воинов, а также всемогущество Мужчины с большой буквы. Данная вещь популярна в основном у горцев, но никем не возбраняется, если килт приглянется любому шотландцу, а какому мужчине не хочется быть эталоном силы и независимости?

История мужской юбки

Седьмой век был очень нелегким для шотландских горцев – война между кланами и бесконечная борьба за власть и территории. Именно тогда на свет появился килт – мужская юбка из почти полутораметрового отрезка ткани, которая оборачивается вокруг талии и фиксируется специальными застежками и ремнями, которую так любили воины. Своего рода универсальная накидка.

Обязательное условие – только ткань в клетку. Килт оказался очень практичным и удобным изделием, когда сражающимся мужчинам приходилось проводить большое количество времени в походах и боях – вещь не стесняла движений, быстро сохла и сохраняла тепло, позволяла беспрепятственно взбираться на возвышенности, а во время отдыха тканью можно было накрыться, заменив ей одеяло. Учитывая высокую влажность климата, наиболее удобную вещь было сложно придумать. Это если говорить о большом килте, размер которого позволял укутаться всем телом, при необходимости. Да и ничто не мешало быстро избавиться от накидки в бою. Очень практично. Что знаменательно, каждый клан имел свой «узор» материала, что позволяло мгновенно определить принадлежность мужчины к тому или иному клану.


Малый килт – не менее удобная и популярная вещь, которая перекочевала и в двадцать первый век. Привычная и известная в мире юбка более скромных размеров и укрывает только бедра и ноги до колен. Стала популярна лишь в 18 веке и не покидает пьедестала до сих пор. Преимущество малого килта в том, что он более удобен и практически не чувствуется на теле – не мешает на талии, очень практичен при любой физической активности, да и вещь сама по себе очень теплая, так как традиционно создается из шерстяного материала под названием тартан – россиянам привычнее называть подобную ткань «шотландка». Именно поэтому юбка со временем обрела популярность не только у горцев, но и у простых рабочих, позже – обычных граждан Шотландии и даже знати.

Почему килт считается символом независимости и свободы?

Еще в 18 веке правительство Англии лишило Шотландию независимости и попыталось навязать шотландскому народу свои правила и запреты, обязательным среди которых был отказ от «женственных» килтов и принудительное ношение брюк. Народ возмутился подобным требованиям и поднял бунт – жители принципиально одевались в килты, а штаны демонстративно натягивали на палку, передвигаясь с «конструкцией» по улицам.

Правительство попыталось пресечь такую вольность и непослушание угрозой тюремного заключения сроком на полгода, при повторном нарушении – ссылкой на семь лет, но количество протестующих было невероятно большим, поэтому от данного способа наказания пришлось отказаться – не пересажаешь же абсолютно весь народ. Шотландская знать не осталась равнодушной к происходящему и выказала свою солидарность с простым народом – в знак этого высшие круги также облачились в клетчатые юбки. Именно эти события окрестили килт символом независимости.

В век технологий и прогресса

Обращаясь к традициям, которые наиболее известны и не сдают позиции в Шотландии и в наши дни, важно отметить, что шотландки перестали встречаться на улицах сплошь и рядом. Современные мужчины все чаще обращаются к классическим брюкам, если говорить о повседневности и будничной суете. От мужчин больше не требуется воевать и выживать в суровых природных условиях, поэтому гораздо практичнее и удобнее прибегнуть к использованию современных и легких предметов гардероба. Касаемо килта, одежда по праву завоевала звание праздничного и торжественного наряда, национальной гордости и символа свободы.


Представители сильной половины человечества надевают килты на национальные праздники, свадьбы, семейные торжества и т.д. Одежда считается парадной и выходной, правда есть небольшой нюанс – мужчины не носят под килтами нижнее белье, объясняя это сохранением исконных традиций, ведь когда одеяние появилось на свет, понятие «нижнее бельё» попросту еще не существовало.

Килт (англ. Kilt) – часть традиционного мужского шотландского костюма , представляющая собой длинный кусок плиссированной сзади ткани, обернутой вокруг талии и удерживающейся на ней за счет нескольких пряжек и ремешков. Более всего внешне напоминает .

История

Прародителем килта стал «большой плед» (большой килт, Great plaid, belted plaid, Feileadh Mor, Breacan Feile). Самое древнее описание, когда-либо найденное в горной части Шотландии (именно там и появилась эта мужская одежда) относят к 1594 году:

«Их верхняя одежда представляет собой крапчатое одеяние разнообразных расцветок, с множеством складок до середины икр, с поясом вокруг талии, надевающимся через ноги».

Большой килт представлял собой два куска материи, сшитых вместе. Ткань из толстой овечьей шерсти (тартан ), использовавшаяся для пошива килта, превосходно защищала от холода. Длина ткани достаточно широко варьировалась: от 4,1 м до 8,2 м. Самой распространенной и самой оптимальной считалась длина 5,5-6,5 м.

Спереди материя собиралась вручную в складки, которые закреплялись широким ремнем. Задняя же ее часть была весьма многофункциональной: выполняла функцию плаща, во время дождя, сохранявшего в сухости плечи и голову; покрывала в ночное время суток или во время привала, или же могла попросту фиксироваться на ремне, ниспадая с него.
Килт же можно по праву считать мини-вариантом «большого пледа». От своего «старшего брата» он взял нижнюю часть, а потому получилось нечто, похожее на женскую юбку, но несколько более сложное в плане конструкции.
Практичность подобной одежды можно считать безукоризненной, поскольку горные местности Шотландии славятся своим непростым сырым климатом, частыми дождями. Просторный крой добавлял еще один плюс в виде свободы движения. Перемещаться в горах было достаточно непросто, и без соответствующей одежды комфортность таких перемещений стремилась к нулю. Килт же не сковывал движения, а ткань сохла достаточно быстро даже после проливного дождя : штаны не могли похвастаться столь же выдающимися характеристиками. К тому же, поддерживать килт в порядке и приличном виде было значительно проще.

Считается, что килт как «облегченный» вариант большого пледа был придуман управляющим сталелитейного завода в Лохабере Роулинсоном. Произошло это ориентировочно в 1725 году. И хотя это всего лишь гипотеза, едва ли килт действительно мог возникнуть раньше XVIII века. В отличие от него, большой плед был известен уже в начале XVII века, а его более ранние образцы имеют вид длинной, до колен, из парусины, льна или кожи. Такие рубашки тоже имели множество складок, а еще, для большей прочности, дополнительно простегивались.
Сохранилось и дошло до наших дней следующее описание, датированное 1746 годом:

«Эта одежда достаточно свободна и помогает мужчинам, привыкшим к ней, преодолевать тяжёлые препятствия: совершать быстрые переходы, переносить суровость погоды, переправляться через реки. Килт одинаково удобен как для жизни в лесу, так и в домах. Словом, он помогает справиться с тем, с чем обычная одежда не в силах».

В том же 1746 году в Шотландии произошло восстание Якобитов, после чего ношение любой одежды из тартана было объявлено вне закона. В опалу попали и сами килты, и большие пледы, и вообще любые вариации на эту тему. На протяжении 36 лет действовал этот запрет, после чего все-таки был отменен.
Неизвестно, сохранилась бы культура ношения килта до наших дней, если бы еще в тот период шотландскими пледами и прочими национальными атрибутами не были официально экипированы горские полки регулярной британской армии. Страсть англичан к традиционализму была сильнее тотальных запретов, так что воинам этих полков оставили возможность щеголять в национальном одеянии.
Этимологически название «килт» происходит от шотландского глагола «kilt», который можно перевести на русский как «оборачивать одежду вокруг тела». Но истоки самого слова уходят корнями еще глубже, в древнеисландский язык, в котором слово kjilt означало «складчатый» и им именовалась соответствующая одежда викингов.
Представители шотландской аристократии и интеллигенции только в середине XIX стали носить его в качестве привычной одежды , приобщив его, таким образом, к элементам общенациональной культуры.

Еще позже килты начали носить некоторые другие представители населения Великобритании. В их число вошли ирландцы, жители острова Мэн и валлийцы (население Уэльса).

Килт сегодня

Современная культура ношения килта имеет скорее декоративный, можно даже сказать, карнавальный характер. В качестве повседневной одежды его почти никто не использует; чаще всего мужчины надевают килт в связи с каким-нибудь торжественным событием , например, на свадьбу (как свою собственную, так и чью-либо еще).
В британской армии и армиях стран Британского содружества килт продолжает использоваться как часть военной формы для ряда войск. В этом случае речь идет исключительно о парадном его применении.

Внешний вид

Килт шьется из плотной шерстяной ткани, именуемой тартан (в России обиходное название тартана – «шотландка»), украшенной клетчатым узором. Существует около 700 рисунков тартана . В средние века по цвету и узору килта определялась принадлежность человека к тому или иному роду, а также сфера его деятельности.
Поверх килта принято надевать небольшую сумку для мелких вещей под названием спорран . Конструкция его довольно сложна, на изготовление уходит порядка 3-8 ярдов ткани. Традиционная длина килта – до колена, однако допускаются чуть более короткие (на 2-4 см) варианты. Чтобы полы килта не задирались от порывов ветра, нижний угол верхнего края декорируется специальной Kilt pin, булавкой, утяжеляющей ткань.
Некоторые современные килты шьются не из тартана, а из других материй.
Плиссировка килтов делится на 2 основных типа: и .


Особое внимание уделяется тому, чтобы складки килта совпадали с рисунком ткани.
Как правило, с килтом надевают длинные , доходящие до колена. В традиционном варианте таких носков отсутствует верхняя резинка, поэтому они поддерживаются длинной (около метра) подвязкой с кисточками на концах, которую обматывают вокруг лодыжек.

  • Тартан – ткань, славящаяся не только своей исключительной прочностью, но и тем, что практически несминаема.
  • Нередко килт носится мужчинами без нижнего белья.
  • Солдаты шотландских подразделений, сражающиеся в килтах во времена Первой мировой войны, получили от немцев прозвище «Дамы из Ада».
  • Британский военный полк Queens Own Cameron Highlanders был последним, носившим килт как часть боевого военного обмундирования. Это было в 1940 году.
  • Наиболее старый образец килта, сохранившийся до наших дней, датируется 1794 годом. Предположительно, его владельцем был солдат полка Gordon Highlanders.

  • Ежегодно в Нью-Йорке проходит fashion-шоу “Dressed To Kilt”, организатором которого выступает фонд “Friends of Scotland”, основанный Шоном Коннери. В качестве моделей в показе участвуют знаменитые актеры, музыканты, и прочие представители шоу-безнеса.