Доспехи и оружие викингов: описание, фото. Глава девятая одежда и украшения Как мы уже знаем, женщина занимала особое положение в норманнском обществе. Она оставалась главным человеком в усадьбе, когда муж отправлялся в викингский поход. И символом власти

Викинги... Это слово еще несколько веков тому назад стало именем нарицательным. Оно символизирует силу, мужество, отвагу, но мало кто уделяет внимание деталям. Да, викинги добывали победы и прославились ими на века, но вот доставалась она им не только благодаря собственным качествам, но в первую очередь за счет использования наиболее современного и эффективного оружия.

Немного истории

Период в несколько столетий с VIII по XI век в истории называют эпохой викингов. Эти скандинавские народы отличались воинственностью, отвагой и невероятным бесстрашием. Смелость и присущее воинам физическое здоровье культивировались всеми возможными на то время способами. В период своего безоговорочного превосходства викинги достигли больших успехов в боевом искусстве, причем совершенно не важно было, где происходила битва: на суше или в море. Они вели боевые действия как в прибрежных районах, так и глубоко на континенте. Не только Европа стала для них ареной сражений. Их присутствие отметили и народы Северной Африки.

Превосходство, проявляющееся в деталях

Скандинавы вели боевые действия с соседними народами не только ради добычи и обогащения - они основывали на отвоеванных землях свои поселения. Викинги оружие и доспехи украшали своеобразной отделкой. Вот здесь-то и демонстрировали свое искусство и талант ремесленники. На сегодняшний день можно утверждать, что именно в этой области они наиболее полно раскрывали свои умения. Принадлежащее низшим социальным слоям оружие викингов, фото которого поражают даже современных умельцев, отображало целые сюжеты. Что уже говорить об оружии воинов, принадлежащих к высшим кастам и имеющим знатное происхождение.

Какое было оружие у викингов?

Оружие воинов отличалось в зависимости от социального положения их владельцев. У воинов знатного происхождения были мечи и разного рода и формы топоры. Оружие викингов низших сословий представляло собой в основном луки и заостренные копья разных размеров.

Особенности защиты

Даже самое совершенное в те времена оружие порой не могло выполнить свои основные функции, ведь во время боя викинги находились со своим противником в довольно близком контакте. Основной защитой викинга в бою был щит, так как иные доспехи были по карману не каждому воину. Предохранял он в основном от метательного оружия. В большинстве своем это были большие круглые щиты. Их диаметр составлял около метра. Он защищал воина от колен до подбородка. Нередко противник намеренно разбивал щит, чтобы лишить викинга защиты.

Как делали щит для викингов?

Щит изготавливался из досок толщиной 12-15 см, иногда даже было несколько слоев. Скреплялись они между собой специально созданным клеем, а прослойкой часто служила обычная дранка. Для большей прочности сверху щит покрывали кожей убитых животных. Края щитов были укреплены бронзовыми или железными пластинами. Центром служил умбон - полукруг из железа. Он и защищал руку викинга. Отметим, что удержать такой щит в руках, да и еще во время боя, было под силу не каждому человеку. Это в очередной раз свидетельствует о невероятных физических данных воинов тех времен.

Щит викинга - не просто защита, но и произведение искусства

Чтобы воин во время боя не мог потерять щит, использовали узкий ремень, длину которого можно было регулировать. Он крепился с внутренней стороны на противоположных краях щита. При необходимости применения другого оружия щит легко можно было забросить за спину. Также это практиковалось во время переходов.

В большинстве окрашенные щиты были красного цвета, но встречались и с различной яркой росписью, сложность которой зависела от мастерства ремесленника.

Но как и всё пришедшее из древних времен, форма щита претерпевала изменения. И уже к началу XI в. у воинов появились так называемые миндалевидные щиты, которые выгодно отличались от своих предшественников по форме, защищая воина практически полностью до середины голени. Также их отличал значительно меньший по сравнению с предшественниками вес. Однако они были неудобны для сражений на кораблях, а происходили они все чаще и чаще, и поэтому особого распространения у викингов не получили.

Шлем

Голову воина обычно защищал шлем. Своеобразную рамку его образовывали три основные полосы: 1 - налобная, 2-я - от лба до затылка, 3-я - от уха до уха. К этой основе крепились 4 сегмента. На макушке (в том месте, где происходило перекрещивание полос) был очень острый шип. Лицо воина частично защищала личина. Сзади к шлему крепилась кольчужная сетка, называемая бармицей. Для соединения частей шлема использовали специальные заклепки. Из небольших металлических пластин образовывали полусферу - чашку шлема.

Шлем и социальный статус

В начале X века у викингов появились шлемы конической формы, а для защиты лица служила прямая носовая пластина. Со временем на их место пришли цельнокованые шлемы с подбородочным ремнем. Есть предположение, что внутри заклепками крепилась тканевая или кожаная подкладка. Матерчатые подшлемники уменьшали силу удара в голову.

Простые воины не имели шлемов. Их головы защищали шапки из меха или толстой кожи.

Шлемы состоятельных владельцев были с украшениями и цветными метками, по ним распознавали воинов в бою. Головные уборы с рогами, которыми изобилуют исторические фильмы, встречались крайне редко. В эпоху викингов они олицетворяли высшие силы.

Кольчуга

Викинги большую часть жизни проводили в сражениях и, следовательно, знали, что раны часто воспалялись, а лечение было не всегда квалифицированным, что влекло столбняк и заражение крови, а зачастую и смерть. Именно поэтому доспехи помогали в суровых условиях выжить, но позволить себе их носить в VIII-X вв. могли лишь состоятельные воины.

Кольчугу с короткими рукавами и длиной до бедра носили в VIII веке викинги.

Одежда и оружие разных сословий значительно отличались. Простые воины для защиты использовали и нашивали костяные, а позже металлические пластины. Такие куртки были способны отлично отразить удар.

Особо ценная составляющая

Впоследствии длина кольчуги увеличилась. В XI в. на полах появились разрезы, что очень приветствовалось наездниками. В кольчуге появились более сложные детали - это лицевой клапан и подшлемник, что помогало защитить нижнюю челюсть и горло воина. Вес ее составлял 12-18 кг.

Викинги очень бережно относились к кольчугам, ведь от них часто зависела жизнь воина. Защитные одеяния имели большую ценность, поэтому их не оставляли на поле битвы и не теряли. Часто кольчугу передавали по наследству.

Ламеллярные доспехи

Стоит также отметить и Они вошли в арсенал викингов после набегов на Ближний Восток. Такой панцирь изготовлен из железных пластинок-ламелл. Они были уложены слоями, немного накрывая друг друга, и соединены шнуром.

Также к доспехам викингов относят полосчатые наручи и поножи. Они изготовлялись из металлических полосок, ширина которых - около 16 мм. Крепились они кожаными ремнями.

Меч

Меч занимает главенствующее положение в арсенале викингов. Это Для воинов он был не просто оружием, несущим неминуемую смерть врагу, но и хорошим другом, обеспечивающим магическую защиту. Викинги все остальные элементы воспринимали как требуемые для боя, но меч - это отдельная история. С ним связывали историю рода, его передавали из поколения в поколение. Воин воспринимал меч как неотъемлемую часть самого себя.

В захоронениях воинов часто находят оружие викингов. Реконструкция позволяет нам ознакомиться с его первоначальным видом.

В начале эпохи викингов была широко распространена узорчатая ковка, но со временем, благодаря использованию более качественной руды и модернизации печей, стало возможным изготавливать клинки, которые отличались большей прочностью и легкостью. Форма лезвия стала тоже другой. Центр тяжести переместился к рукоятке, а лезвия к концу резко сужаются. Это оружие давало возможность наносить быстрые и точные удары.

Обоюдоострые мечи с богатыми рукоятками выступали парадным оружием состоятельных скандинавов, а в бою были не практичны.

В VIII-IX в. на вооружении викингов появляются мечи франкского образца. Они заточены с двух сторон, а длина прямого клинка, сужающегося к закругленному острию, была чуть меньше метра. Это дает основание считать, что такое оружие также подходило и для рубки.

Рукояти на мечах были разных типов, они отличались эфесами и формой головки. Для украшения рукояток использовали серебро и бронзу в раннем периоде, а также чеканку.

В IX и X веках рукояти украшаются орнаментом из медных полосок и олова. Позже в рисунках на рукояти можно было обнаружить геометрические фигуры на оловянной пластинке, которые были инкрустированы латунью. Контуры подчеркивала медная проволока.

Благодаря реконструкции на средней части рукояти мы можем видеть ручку, выполненную из рога, кости или дерева.

Деревянными были и ножны - они иногда покрывались кожей. Внутри ножны были усланы мягким материалом, который еще защищал от продуктов окисления клинка. Зачастую это была намасленная кожа, навощенная ткань или мех.

Сохранившиеся рисунки эпохи викингов дают нам представление о том, как носили ножны. Вначале они находились на перекинутой через плечо перевязи слева. Позже ножны стали подвешивать к поясному ремню.

Сакс

Холодное оружие викингов может быть представлено и саксом. Он использовался не только на поле боя, но и в хозяйстве.

Сакс представляет собой нож с широким обухом, у которого лезвие заточено с одной стороны. Все саксы, судя по результатам раскопок, можно разделить на две группы: длинные, длина которых составляет 50-75 см, и короткие, длиной до 35 см. Можно утверждать, что последние являются прототипом кинжалов, большинство из которых современные мастера также доводят до статуса произведения искусства.

Топор

Оружие древних викингов - топор. Ведь большинство воинов было небогатым, а такой предмет имелся в любом хозяйстве. Стоит заметить, что конунги также их использовали в сражениях. Рукоять топора составляла 60-90 см, а режущая кромка - 7-15 см. При этом он не был тяжел и позволял маневрировать во время боя.

Оружие викингов, топоры «с бородкой», в основном использовались в морских сражениях, так как они имели квадратный выступ внизу лезвия и отлично подходили для абордажа.

Особое место стоит отвести топору с длинной рукояткой - секире. Лезвие секиры могло быть до 30 см, рукоятка - 120-180 см. Не зря это было излюбленное оружие викингов, ведь в руках крепкого воина она становилась очень грозным оружием, причем ее внушительный вид сразу подрывал моральный дух противника.

Оружие викингов: фото, отличия, значения

Викинги считали, что оружие имеет магическую силу. Оно долго хранилось и передавалось по наследству. Воины, имеющие достаток и положение, украшали топоры и секиры орнаментом, благородными и цветными металлами.

Иногда задают вопрос: какое главное оружие викингов - меч или топор? Воины в совершенстве владели этими видами оружия, но выбор всегда оставался за викингом.

Копье

Оружие викингов нельзя представить без копья. По легендам и сагам, северные воины очень чтили этот вид оружия. Приобретение копья не требовало особых затрат, так как древко мастерили сами, а наконечники были просты в изготовлении, хоть и отличались внешним видом и назначением и не требовали много металла.

Копьем мог быть вооружен любой воин. Небольшие размеры позволяли его держать как двумя, так и одной рукой. Использовали копья в основном для ближнего боя, но иногда и как метательное оружие.

Особо стоит остановиться на наконечниках копья. Вначале у викингов копья были с наконечниками в форме ланцета, рабочая часть которых плоская, с постепенным переходом в небольшую тулью. Длина его - от 20 до 60 см. В дальнейшем встречались копья с наконечниками разных форм от листовидной до треугольной в сечении.

Викинги воевали на разных континентах, и их оружейники умело использовали элементы оружия противника в своей работе. Оружие викингов 10 веков назад претерпело изменение. Копья не стали исключением. Они стали более прочными из-за укрепления в месте перехода к тулье и были вполне пригодными для таранных ударов.

Совершенству владения копьем, по сути, не было предела. Это стало своего рода искусством. Самые искушенные в этом деле воины не только одновременно метали копья с обеих рук, но и могли на лету поймать его и отправить обратно неприятелю.

Дротик

Для ведения боевых действий на расстоянии около 30 метров нужно было особое оружие викингов. Название ему - дротик. Он вполне был способен заменить многие более массивные орудия при умелом использовании воином. Это легкие полутораметровые копья. Наконечники у них могли быть как у обычных копий либо подобные гарпуну, но иногда встречались черешковые с двушипной частью и втульчатые.

Лук

Это распространенное в оружие обычно изготавливали из цельного куска вяза, ясеня или тиса. Оно служило для ведения боя на большом расстоянии. Стрелы для лука длиной до 80 сантиметров делали из березы или хвойных деревьев, но обязательно старых. Широкие наконечники из металла и специальное оперение отличали стрелы скандинавов.

Длина деревянной части лука достигала двух метров, а тетивой чаще всего были сплетенные волосы. Требовалась огромная сила для работы с таким оружием, но именно ею и славились воины-викинги. Стрела поражала врага на расстоянии 200 метров. Викинги использовали луки не только в ратном деле, поэтому и наконечники стрел были самыми разными, учитывая их предназначение.

Праща

Это тоже метательное оружие викингов. Своими руками изготовить его не составляло большого труда, так как нужна была лишь веревка или ремень да кожаная «люлька», куда помещался камень округлой формы. Достаточное количество камней собирали при высадке на побережье. Оказавшись в руках умелого воина, праща способна послать камень, чтобы поразить противника в сотне метров от викинга. Принцип действия этого оружия прост. Один конец веревки крепился в области запястья воина, а другой он держал в кулаке. Пращу вращали, увеличивая число оборотов, и на максимуме разжимали кулак. Камень летел в заданном направлении и сражал врага.

Викинги оружие и доспехи всегда содержали в порядке, так как воспринимали их частью самих себя и понимали, что именно от него зависит результат боя.

Несомненно, все перечисленные виды оружия помогли викингам снискать славу непобедимых воинов, и если враги очень боялись оружия скандинавов, то сами владельцы относились к нему очень уважительно и трепетно, часто наделяя именами. Многие виды оружия, участвовавшие в кровопролитных боях, передавались по наследству и служили залогом того, что молодой воин будет смелым и решительным в бою.

Историческая зарисовка

Так же, как и женский костюм, мужская одежда Эпохи Викингов была частью традиции, восходящей к древним временам. Тацит описывал германскую одежду римского Железного Века в труде «Германия», гл. 17:

Tegumen omnibus sagum fibula aut, si desit, spina consertum: cetera intecti totos dies iuxta atque ignem agunt. Locupletissimi veste distinguuntur, non fluitante, sicut Sarmatae ac Parthi, sed stricta et singulos artus exprimente. Gerunt et ferarum pelles, proximi ripae neglegenter, ulteriires exquisitius, ut quibus nullus per commercial cultus. Eligunt feras et detracta velamina spargunt maculis pellibusque beluarum, quas exterior Oceanus atque ignotum mare gignit.

Верхняя одежда у всех - короткий плащ, застегнутый пряжкой, а если ее нет, то шипом. Ничем другим не прикрытые, они проводят целые дни у разожженного в очаге огня. Наиболее богатые отличаются тем, что, помимо плаща, на них есть и другая одежда, но не развевающаяся, как у сарматов или парфян, а узкая и плотно облегающая тело. Носят они и шкуры диких зверей, те, что обитают у берегов реки - какие придется, те, что вдалеке от них, - с выбором, поскольку у них нет доставляемой торговлей одежды. Последние убивают зверей с разбором и по снятии шерсти нашивают на кожи куски меха животных, порождаемых внешним Океаном или неведомым морем .

Плащи, описываемые Тацитом, представлены в археологии удивительно большим количеством фрагментов, наиболее сохранившиеся из которых происходят из болот. Это большие прямоугольные куски шерстяной саржи, размером примерно 8 футов х 5 футов 6 дюймов (2,5 х 1,5 м), очень часто украшенные плетёными на дощечках кромками и кисточками. Эти плащи обычно представляются шедеврами ткачества, в том смысле, что они могли быть доступны только очень богатым людям, но фактически переплетение ткани плащей никогда не бывает исключительным. Йоргенсен указывает, что хотя современные ткачи, возможно, пытались произвести аккуратные реплики, только широкие плетёные на дощечках края лучших экземпляров имеет выдающееся качество, и даже они были бы гораздо легче сплетены древними ткачами, чем современными имитаторами. У многих плащей недостаёт этих широких краёв, некоторые имеют более узкие края, а другие не имеют кромки вовсе; эти более простые типы могут быть недостаточно представлены среди находок и, возможно, являются более типичными для обычного германского плаща.


44 Шерстяная рубаха и шерстяные бриджи с пришитыми носками из Торсбьёрга, Германия

Тацит намекает на то, что другая одежда, помимо плаща, являлась редкостью среди германцев, а Цезарь также отмечал, что германцы одевались очень легко. Некоторые римские скульптуры подтверждают, что они могли не надевать ничего, кроме плаща, в то же время значительное количество римских скульптур изображают германцев одетыми в штаны и рубахи, иногда как раз узкие, как их описывал Тацит. По крайней мере, в последующие века эти элементы одежды станут неотъемлемой частью повседневного костюма.

Слово камиза (‘рубаха’) появилось в Латинском языке к концу римского периода, обозначая плотно посаженную льняную тунику с длинными, узкими рукавами (Jerome, Письма, Книга 64, no.II); эта форма одежды очень отличалась от традиционной мешковатой римской туники. Этимология латинского слова, очевидно, ведёт через галльский к германскому корню, и предмет одежды, который оно описывает, также мог быть получен из Германии Железного Века. Длиннорукавная, узко скроенная рубаха, камиза фактически полностью соответствует галльскому костюму, описанному Страбоном, и упоминаемой Тацитом плотно облегающей германской одежде. По большому счёту, находка римской эпохи из Торсбьёрга, Германия, близко соответствует этим описаниям, хотя она сделана из хорошей шерстяной ромбовидной саржи, а не изо льна; она всего 22½ дюйма (57 см) шириной и прошнурована с обеих сторон для более плотного облегания (44,45).

45 Выкройка рубахи из Торсбьёрга. Рукава расположены таким образом, что шов встречается со спиной на расстоянии около 3 дюймов (7 см) ниже шва на плечах. Нижняя часть рукавов оформлена диагональной прошивкой поперёк ткани. Бока рубахи зафиксированы завязками. Масштаб 1:15 .

Также из Торсбьёрга происходят две пары длинных, облегающих штанов (44, 46). Эти, а также очень простые штаны из Дамендорфа, Германия, отображают по сути одинаковую, выдающуюся конструкцию. Штанина изготовлена из одного куска ткани, сзади отрезанного прямо и с криволинейным передним краем. Шов на штанине поднимается вверх до места встречи с отдельным прямоугольным или трапециевидным седалищем, и один или два куска обычно собираются в промежность. Полоса вокруг верха штанов имеет простые петли для пояса. Подобная конструкция должна была развиться из отдельных чулок, которые просто были соединены вместе при помощи дополнительных кусков ткани в верней части ноги. Обе пары штанов из Торсбьёрга имеют носки; в одной паре они являются частью штанов, в другой они были пришиты, как будто являясь позднейшим дополнением, но с другой стороны, эти носки могли заменять предыдущие, окончательно износившиеся. Штанины Дамендорфских штанов были оторваны снизу, так что мы не можем сказать, оканчивались ли они носками. Похожие штаны с носками отображены на фреске позднего римского аристократа в Силистре, Болгария. Но во времена Тацита штаны были воплощением варварства, поэтому образчик должен был появиться вне римского мира.






46 Выкройки штанов из Германии римского времени.
А) сверху: F.S.3684. Торсбьёрг
Б) напротив сверху: F.S.3685. Торсбьёрг
В) напротив снизу: Дамендорф. Масштаб 1:15.

Спустя примерно четыре столетия после Тацита, гало-римлянин Сидоний Аполлинарий описывал кортеж германского принца Сигисмера (Письма, Книга 4, no.20):

… quorum pedes primi perone saetoso talos adusque vinciebantur; genua crura suraeque sine tegmine; praeter hoc vestis alta stricta versicolor vix appropinquans poplitibus exertis; manicae sola brachiorum principia velantes; viridantia saga limbis marginata punaceis…

… их ноги до лодыжек были зашнурованы в башмаки из жёсткой кожи; колени, глени и икры без прикрытия; помимо этого очень узкие цветные одеяния едва достигали их голых коленей, рукава прикрывают только верх руки; зелёные плащи ограничены красной каймой…

Сидоний продолжает рассказ тем, что они были украшены шкурами северного оленя, что увеличивает вероятность того, что Сигисмер мог быть фактически скандинавским принцем.

Как и Тацит до него, Сидоний отмечал типичные германские плащи и короткую, плотно облегающую одежду. Эти мужчины также не носили штанов, или их штаны заканчивались выше колена. Короткие рукава в этом описании соотносятся с парой безрукавных туник из Северной Германии, из Обеналтендорфа (47) и Маркс-Етцель. 34-х дюймовая (87 см), туника из Маркс-Етцель достаточно широка в плечах, чтобы обеспечить появление коротких рукавов, как это описано у Сидония. Так же, как и туника, в Маркс-Метцель была найдена пара шерстяных штанов длиной до колена, такого же вида, в какие могла быть одета свита Сигисмера (48).

Два описания франкского платья пришли непосредственно из Эпохи Викингов, и я привожу их здесь ради представления о параллельной портновской традиции, имеющей общую родословную со скандинавским костюмом и существовавшей рядом с ней. Существовали продолжительные контакты между франками и скандинавами посредством торговли, переселений и войн, а в 826 году датский конунг Клакк-Харальд вернулся от двора франкского правителя с полученными в дар красивыми одеждами. Первое описание принадлежит Эйнхарду, современнику Карла Великого. Его жизнеописание императора, Vita Karoli, создавалось в 829-36 гг. и содержало описание его типичного одеяния (ch. 23):

Vestitu patrio, id est Francico, utebatur. Ad corpus camisam lineam, et feminalibus lineis induebatur, deinde tunicam, quae limbo serico ambiebatur, et tibialia; tum fasciolis crura et pedescalciamentis constringebat et ex pellibus lutrinis vel murinis thorace confecto umeros ac pectus hieme muniebat, sago veneto amictus…

Он носил одежду своей нации, Франков: затем на своё тело он надевал льняную рубашку и штаны изо льна; затем тунику, отделанную по краю шёлком, и чулки; затем обёртывал глени полотняными лентами, и обувал ноги в башмаки; а куртка, сделанная из шкуры выдры или горностая, защищала его плечи и торс зимой; он носил синий плащ…

Монах Святого Галла, иногда определяемый как Ноткер, написал письмо с отчётом о правлении карла, называемое De Carolo Magno, датируемое 883-4 гг. Оно содержит дополнительные описания традиционного франкского платья, которые расходятся в некоторых моментах с описанием императора у Эйнхарда. Франкские одежды, описываемые здесь, настолько богатые, что могли носиться только представителями знати и богачами:

Erat antiquarum ornatus vel paratura Francorum: calciamenta forinsecus aurata, corrigiis tricubitalibus insignita, fasciole crurales vermiculate, et subtus eas tibialia vel coxalia linea, quamvis ex eodem colore, tamen opera artificiosissimo variata. Super que et fasciolas in crucis modum intrinsecus et extrinsecus, ante et retro, longissime elle corrigie tendebantur. Deinde camisia clizana, post hec balteus spate colligatus…

Ultimum habitus eorum erat pallium canum vel saphirinum quadrangulum duplex sic farmatum, ut cum imponeretur humeris, ante et retro pedes tangeret, de lateribus vero vix genua contegeret.

Таковы были наряды или одеяния франков в прежнее время: башмаки, вызолоченные снаружи, украшенные шнурками в три локтя длиной, окрашенные кермесом ленты на голенях, а под ними чулки и штаны изо льна, такого же цвета, но отличающиеся более замысловатой работой. Поверх них и лент, внутри и снаружи, впереди и позади, длинные шнурки укладывались в виде креста. Далее рубашка из мягкого льна, после которой украшенная перевязь для меча…

Последней из их одежд был плащ, белый или синий, в форме двойного квадрата, таким образом, будучи надетым на плечи, спереди и сзади он достигал ступней, однако по бокам он едва прикрывал колени.

Крестообразно подвязанные шнурки, подобные описанным здесь, были и у молодого аристократа, похороненного в соборе Святого Северина, Кологне, Германия, в восьмом веке. Под длинными шнурками их овчины на нём были надеты белые льняные обмотки.

Пока что было бы неправильным изображать германскую моду неизменной на протяжении сотен лет, разделяющих Тацита и Кнута. Однако обнаруживается неожиданное количество параллелей и сходств между тем, что мы знаем о германском платье римского периода, и скандинавской модой Эпохи Викингов.

47 выкройка безрукавной шерстяной туники римского времени

ЛЬНЯНАЯ ОДЕЖДА

наверх
48 Гениально простая выкройка коротких бриджей из Маркс-Етцель, Германия. Передний клапан заворачивается под промежность и прикрепляется к поясу. Подобный принцип мог использоваться и для льняных бриджей. Масштаб 1:15.

Заметно одно различие в распространении льна в Швеции и Дании Эпохи Викингов. Археологические свидетельства показывают, что викинги могли быть похоронены в льняных рубахах, которые одевались с поясом и часто с плащом, но без шерстяной верхней рубахи или туники. Серебряная пряжка из захоронения викинга в Балладуле, остров Мэн, содержала остатки очень тонко сотканной льняной ткани, которая должна была принадлежать рубахе покойного. Аналогичные находки из Хедебю свидетельствуют о том, что рубахи изготавливались исключительно из качественной ткани из нитей Z-крутки полотняного переплетения, которая служит признаком либо льняной, либо, возможно, лёгкой шерстяной ткани со сходным эффектом. Фрагменты шерстяной полотняной ткани из гавани Хедебю (57), идентифицированные Ингой Хёгг как остатки рубахи, не согласуются с фрагментами, отмеченными на указанных пряжках.

49 Фрагмент выполненного Арбманом плана погребения bj.905 из Бирки, включая подковообразную фибулу (1), железный нож (3), бронзовые одежные крючки (6) и бусину. Арбман 1944

В погребении bj.944 Бирки были обнаружены остатки льняной рубахи, украшенной шёлком и серебряной тесьмой. Рубаха была одета под кафтаном, но это не может означать, что рубаха использовалась исключительно как нижняя или ночная одежда; её богатая отделка указывает на то, эта рубаха предназначалась для демонстрации, и должна была часто надеваться без кафтана. Другой богато украшенный фрагмент льна из Ллан-горс, Уэльс, датируемый концом девятого – началом десятого веков, возможно, был от рубахи и был вышит цветными шёлковыми нитками. Orkneyinga saga , гл. 55, описывает льняное одеяние, богато украшенное золотом, которое также могло быть льняной рубахой.

Льняные рубахи также носили и другие германские народы. Как мы можем видеть, германская мода, кажется, привела к появлению льняной camisia в римском мире, в то время как традиционное одеяние франков, описанное в De Carolo Magno, включало в себя льняную рубаху, надеваемую прямо под плащ, без шерстяной туники. Также и Франкские Анналы Св. Бертина приготовление льняной рубахи (camisia) для зажиточного гражданина Therouanne в сообщении за 862 год. Белые льняные рубахи также можно увидеть на иллюстрациях Каролингского манускрипта, в особенности на миниатюре Первой Библии Карла Лысого (Vivian Bible, Bibliothèque Nationale MS Lat I). Поль Дьякон, писавший в восьмом веке, информирует нас, что и ранние лангобарды и современные ему англичане также носили преимущественно льняную одежду (maxime linea, Historia Langobardum, Книга 4, гл. 22; яркая отделка, упоминаемая им, также предполагает высокий статус владельца). Также льняные рубахи упоминают Bede и Альдхельм в англо-саксонском контексте. Византиец Лев Дьякон писал, что Святослав, князь русов десятого века, и его свита были одеты в простые льняные рубахи. Таким образом, скандинавские льняные рубахи являлись частью общегерманской традиции.

Согласно Vita Caroli и De Carolo Magno франки носили льняные штаны. Богатый франкский костюм, описанный в De Carolo Magno, включал штаны из окрашенного кермесом льна и, несомненно, украшенные вышивкой. Но большинство должно было быть из простого льна, отбеленного или небелёного. Франкские источники De Carolo Magno и Vita Caroli указывают, что льняные штаны одевались без шерстяных верхних штанов, но с обмотками и чулками.

Уникальными среди находок из Бирки являются два маленьких крючка из погребения bj.905, находящиеся прямо под коленями (49). Крючками крепились прочные шерстяные гетры, закрывающие нижнюю часть ноги, а зацеплялись они за железные петельки, которые, видимо, крепились у льняным штанам длиной до колена. Этот редкий случай находки чулочно-носочной одежды викингов in situ подтверждает наши подозрения, что скандинавы, подобно франкам, могли носить только льняные штаны.

В исландских сагах ‘рубаха’ (skyrta) и льняные штаны (lín-brœkr) обычно группируются в одно понятие ‘льняная одежда’ (lín-klœði). Фраза может натолкнуть на мысль о раздетом состоянии, однако не должно означать, что льняная одежда была просто нижней или ночной. Льняная одежда носилась на голое тело, а остальная одежда (такая как плащ, шапка, обувь и обмотки) надевалась поверх неё, однако рубаха и льняные штаны оставались видимыми и были, несомненно, базисом всего костюма. Далёкое от предложения чего-либо необычного о ношении льна, выражение ‘в льняной одежде’ (í linkœđum) в саге на самом деле указывает, что льняная одежда была повсеместной, но было странным носить только лён вне дома. В Fljótsdœla saga , гл. 18, Гуннар встаёт ночью, чтобы пойти в уборную, одетым в льняную одежду, и это должно быть обычным контекстом для такого полуодетого состояния, который должен был сделать его одинаково привычным для читателей и автора.

Хотя лён поздно пришёл в Скандинавию, он был принят с энтузиазмом и стал широко распространённым ещё до Эпохи Викингов. Таким образом, несмотря на жёсткий климат, было бы разумно поместить скандинавов Эпохи Викингов рядом с другими носившими лён германскими народами. Отношение викингов ко льну было, вероятно, сходным с изображённым в латинской полемической поэме одиннадцатого века Conflictus Ovis et Lini, в которой отмечалось, что, несмотря на то, что шерстяная одежда надевается в плохую погоду, льняная носилась всегда (l. 139-56).

Однако стоит сделать исключение для жителей Готланда и западной Норвегии, где лён, вероятно, мало использовался во времена викингов. И это так же может быть верно для ранних исландцев; Так в Fljótsdœla saga, гл. 16, Кетиль надевает шерстяную рубаху и штаны, а автор саги отмечает, что такая же льняная одежда не была надета ‘в тот раз’. В то же время Адам Бременский подтверждает, что в конце Эпохи Викингов норвежцы целиком полагались на собственную шерсть для изготовления одежды.

РУБАХА. ВЫКРОЙКА РУБАХИ

наверх

В сагах ‘льняная одежда’ иногда описывается словосочетанием skyrta ok línbrœkr, ‘рубаха и льняные штаны’. В то время как ткань для brœkr специально указывается как лён, ткань для skyrta, очевидно, может быть определена условно. Для средневековых исландцев в то время skyrta должна была всегда, или почти всегда быть льняной, и есть множество свидетельств того, что рубахи Эпохи Викингов делались изо льна. Группа льняных фрагментов из Йорка времён викингов была интерпретирована как остатки детской рубашки. Фрагменты льняной рубахи были найдены в Бирке, а следы льняной одежды нередко обнаруживаются вместе с поясными пряжками в мужских погребениях. Но наиболее впечатляющей археологической находкой является почти целая льняная рубаха из Виборга, Дания (50, 51). Дошедшая до наших дней рубаха из Виборга, происходящая из погребения, возможно, 1018 г., имеет качество, очень сходное с фрагментами из погребений в Хедебю. Находки поистине поразительны, поскольку такая сохранность льна очень необычна для Северной Европы.


50 Фрагменты льняной рубахи начала одиннадцатого века из Виборга, Дания, после консервации. Масштаб 1:15. Рисунок Маргит Петерсен

Вероятно, можно противопоставить льняную skyrta или ‘рубаху’ саг и kyrtill или ‘kirtle’ , которые, судя по всему, обычно изготавливались из шерсти. Однако, создаётся впечатление, что kyrtill неизвестен в ранней поэзии кроме как в Rígsþula ст. 23; оно встречается в строфах саги как skinn-kyrtill или ‘skin-kirtle’ , но это, как и невеста, одетая в ‘geitakyrtlu’ , из Rígsþula, подразумевает скорее одежду из меха или шкур, а не из шерсти, равно как и Оттар Норвежский говорил королю Альфреду, что он торговал меховыми kirtle’ами из шкур медведей или выдр (berenne kyrtel oððe yterenne), которые он, по-видимому, приобрёл у саамов . Таким образом, словом ‘kirtle’ у викингов могла подразумеваться различная одежда от шерстяного kirtle в сагах, возможно, означающего жилет или thorax, описываемый ниже. Точно так же skyrta не может быть определена как льняная одежда, а упоминание ‘шерстяной рубахи’ в Fljótsdœla saga, гл. 16, точно отражает исторический реалии Исландии и западной Норвегии, где лён мало использовался в Эпоху Викингов. Поэтому слово ‘рубаха’ используется здесь независимо от того, сделана ли одежда изо льна или из шерсти.

51 Реконструкция рубахи из Виборга, вид спереди. Квадратный ворот имеет разрез справа и открывается с помощью скользящих узлов, чтобы показать подкладку, котрая также имела разрез слева. Подкладка закреплена сзади и спереди серией декоративных швов; подкладка имеется только на торсе. Рубаха несколько сужается в направлении талии, ткань подгибается и задняя пола заходит на переднюю. Масштаб 1:15 52 Выкройка шерстяной туники из Рипсхольд Моус, Нидерланды, датируемой первым или вторым веками н. э. Все одеяние соткано как один фигурный кусок, включая рукава и ворот. 45 дюймов (115 см) в длину, она намного больше её типичного Германского эквивалента, представленного рубахой из Торсбьерга. Масштаб 1:15

После появления льна, скандинавский мужчина мог начать надевать вторую рубаху из шерсти поверх льняной рубахи, и такая двуслойность иногда прослеживается на иллюстрациях большого мира викингов, как, например, на изображении короля Эдуарда на смертном ложе на гобелене из Байо. Это новое разграничение между нижней верхней рубахами могло привести к переопределению термина kyrtill в конце Эпохи Викингов. Однако, верхняя рубаха одевалась не всегда; она не использовалась франками Ноткера и англичанами Поля Дьякона, в то время как автор Konungs Skuggsjá считает необходимым давать наставления против ношения льна сверху даже в Норвегии тринадцатого века.

Этимологически, слово skyrta, ‘рубаха ’, вероятно, описывает предмет одежды, скроенной из ткани, в противопоставление одежде, подобной плащу, которая могла быть соткана целиком. Как и плащ, туника в римском стиле тоже могла быть соткана одним куском, как дошедшая до наших дней туника из Reepsholt Mose, Нидерланды, которая была соткана одним куском, включая рукава и ворот (52). Но одежда, выкраиваемая по размеру, более предпочтительна с точки зрения удобства ткачества, и это, несомненно, является важной характеристикой skyrta.

В песне Rígsþula, ст. 15, рубаха, одетая Афи, свободным фермером, описана как ‘плотно облегающая’ (þröngr). Узость одежды фермера, возможно, отличала её от одежды рабов в ранних стихах, которой, возможно, была kufl, сравнительно бесформенная шерстяная одежда. Будучи облегающей вокруг рук и тела, skyrta, вероятно, была облегающей и в шее. Так в Laxdæla saga , гл. 35, Гудрун разводится со своим мужем из-за женской рубахи со свободной шеей, которую она сделала для него (см. выше, гл. 1).

Выкройка рубахи из Виборга заметно отличается от того, что мы знаем о восточных рубахах, таких как рубаха из Antinoё. Помимо прочих отличий, в то время как рубаха из Antinoё расширялась пониже места соединения с рукавами, рубаха из Виборга не только остаётся облегающей по всей длине, но фактически немного сужается в талии. Различие такое же, как и отмеченное Тацитом между германской одеждой и одеяниями сарматов и парфян.

ДЛИНА

наверх

Как и рубаха из Торсбьёрга (44, 45), которая была лишь 34 дюйма (86 см) длиной, рубахи эпох Переселения Народов и Венделя часто могли быть довольно короткими. Рубаха пятого века из Högom, Швеция, была всего 28 дюймов (70 см) длиной от плеч до подола, протянувшись всего на 4-6 дюймов (12-15 см) ниже пояса (53). Аналогичные короткие рубахи, едва достигавшие верха бедра, можно увидеть на телеге и гобелене из Осеберга (54), также как и камнях с Готланда (60), рунических камнях из Швеции и скульптуре из Англии.

Также как рубахи длиной не ниже верха бёдер, гобелен из Осеберга также изображает мужчину в рубахе почти до колена, и подобная выкройка часто встречается на камнях с Готланда и англо-норвежской резьбе; рубаха, надетая на повешенном мужчине с гобелена из Осеберга, имеет юбку длиной до колена с центральным разрезом.

Такая длинная рубаха является обычной на иллюстрациях в манускриптах, таких как Liber Vitae, изображающей короля Кнута (55), и гобелен из Байо. Рубаха из Виборга начала одиннадцатого века была 37 дюймов (94 см) длиной от плеч до подола, и такого же размера в талии; это была довольно облегающая одежда, но не особенно короткая (50, 51). Своеобразная рубаха из Bernunthsfeld, Германия, датируемая 660 – 870 гг. н.э., имела длину в 41 дюйм (105 см) и должна была прикрывать колени владельца (56).


53 Выкройка шерстяной рубахи пятого века из Högom, Швеция. Авторы реконструкции Нокерт и Ландволл. Дополнительный кусок ткани, впущенный слева, на самом деле не являются частью оригинальной моели, а был добавлен для нормального обхвата владельца. Мастаб 1:15 54 Мужская фигура из сцены процессии на гобелене из Осеберга. Как и большинство мужчин в этой сцене, он одет в короткую рубаху и широкие снизу штаны. Поверх рубахи он носит короткий плащ: линия подола и треугольное отверстие на шее предполагают модель типа paenula c прорезью на шее (cf. 66b). С иллюстрации М. Storm

Хотя короткая выкройка, должно быть, стала менее популярной во времена поздней Эпохи Викингов, возможно, под влиянием английской и европейской моды, длинный фасон, кажется, мог существовать в Скандинавии с начала эпохи. Короткая одежда могла, очевидно, могла носиться состоятельными мужчинами, так как вождь из Högom однозначно имел высокий статус; вероятно, мужчины, имевшие обыкновение ездить верхом, предпочитали короткую одежду, не перекрывавшую седло.

наверх
Примечания

2. Имеется в виду масштаб в оригинальной книге. Поскольку линейки нет, гарантировать совпадение масштаба не могу.

3. Кермес , насекомое из одного семейства с кошенилью. Живет на листьях дуба (Quercus coccifera), в южн. Европе (Испания, Италия, Архипелаг); из сушеных насекомых (самок), обработанных уксусн. кислотой, добывается пурпуровая краска, бывшая в большом употреблении в древности и в средние века, и теперь еще употребл. для окраски шерстяных изделий. (словарь Брокгауза и Эфрона).

4. Сага об Оркнейцах

5. Сага о людях из Речной Долины. Не переведена на русский язык.

6. В русском переводе саг, возможно, «куртка» или «шуба», надо уточнять. Толковый словарь английского языка даёт такое определение «kirtle»: 1) Женская юбка или платье; 2) мужская куртка

7. «Песнь о Риге» Старшей Эдды

8. Kirtle из шкуры

9. В русском переводе песни указано «хозяйка в одежде из козьей шерсти» (автора перевода пока установить не удалось). Однако в английском переводе (by Olive Bray) говорится «maiden in goat-skin kirtle», т.е. «дева в kirtle из козлиной шкуры». Для нас разница принципиальна, как мне кажется.

11. «Speculum Regale» или «Зерцало Короля». Книга была написана около 1250 года на старонорвежском языке анонимным автором.

12. «Сага о людях из Лососьей долины»

перевод: Сергей «Гостята» Мишанин 2008

Эта статья изначально была напечатана в Pikestaff Arts and Sciences Issue (December 1994), публикации Восточного Королевства (East Кingdom) Общества Творческих Анахронизмов (Society for Creative Anachronism, Inc.).

Археологические источники.

Статистически, остатков женской одежды (точнее, фрагментов ткани, связываемых с таковой) найдено гораздо больше, чем мужской. Это, в основном, объясняется тем, что фрагменты тканей сохраняются в трупоположениях при соседстве с металлом (украшения или иные предметы) или танином (продукт разложения дерева); однако, значительное количество мужских погребений языческой эпохи викингов представляют собой трупосожжения. Кроме того, погребальные обряды мужчин и женщин, очевидно, различались.

Женщин хоронили с большим количеством металлических украшений (фибулы, булавки). Это означает, что любая ткань, соседствующая с металлом, например, нижнее или верхнее платье, имеет много шансов на сохранение в течение столетий. Мужской костюм, напротив, требовал гораздо меньшего количества “украшений“ для застегивания, из чего следует естественное сокращение количества цветного металла в погребении. Единственный предмет костюма, который требовал металлической застежки – плащ – очень часто находился поблизости от умершего, но не на нем. Это означает, что сохраняющее воздействие металла распространяется только на этот плащ, но не на все слои одежды, которые находятся в непосредственном контакте с металлом. Иногда другие металлические предметы в могиле сохраняют куски ткани, но они могут не иметь ни малейшего отношения к одежде, например, парус в погребении в ладье; ткань, которой был обернут меч; вышитая наволочка или грубая ткань, которой покрывалась могила.

В связи с этими сложностями мы обречены на попытки составления цельной картины из разрозненных и крайне скудных фрагментов. При написании этой работы источники информации были ограничены статьями и книгами на английском языке, поскольку работы на норвежском, датском, шведском и исландском либо недоступны, либо вызывают языковые сложности. Значительное количество информации происходит из работ о уникальных одиночных погребениях, например, погребения в дубовой колоде из Маммена (Mammen, Дания) или погребения в каменном саркофаге из Эвбю (Evebo, Норвегия). Эти уникальные погребения вызвали значительный интерес научной общественности, что вызвало их публикацию на английском языке. Эпоха викингов на различных памятниках Англии, Шотландии и Ирландии довольно неплохо освещена в англоязычных публикациях. Значительное количество работ на английсском обращено к широким картинам тканей эпохи викингов из Дании или Йорка (York, Англия). Публикации материалов исландских памятников крайне немногочисленны, в особенности, в Америке, и поэтому остались за рамками работы.

Эстетика.

Многие ткани эпохи викингов изготовлялись из шерстяных нитей с саржевым переплетением. Часто нить или ткань целиком окрашивались в яркие цвета. С заменой вертикального ткацкого станка на горизонтальный (около 10 в.) ткани стали плотнее и толще. Поэтому многие предметы костюма, в особенности богатого, были сделаны из качественной, мягкой и яркой ткани.

Некоторые области обладали доступом к полотну: Англия, где производили льняную ткань, или Швеция, куда ее ввозили. Несмотря на плохую сохранность льняного полотна, в этих регионах существует значительное количество свидетельств ее существования. Шелк был доступен приблизительно с 9го века, и довольно свободно использовался некоторыми людьми, погребенными в Бирке (10в.). Хотя свидетельств использования хлопка не найдено в могилах викингов, известно, что в 10в. византийская армия использовала особый вид хлопчатой одежды – “бамбакион“ (bambakion). Варяжская дружина Константинополя, скорее всего, также носила этот вид одежды.

Некоторые виды тканей, лен и шерсть, нередко оставались некрашенными. Однако, шерсть обычно окрашивалась в яркие цвета, есть также находки льняного полотна, окрашенного мареной. Наиболее распространенными цветами были следующие: красный (краситель – марена), синий (краситель – вайда (Isatis tinctoria)), желтый (резеда (Reseda luteola) или неопределенный краситель на таниновой основе, возможно, луковая шелуха), лиловый и фиолетовый (лишайники или комбинация различных красителей) и зеленый (передержка в неопределенном желтом красителе с добавкой вайды). Известны также коричневые фрагменты ткани (краситель – ореховая скорлупа).

Химический анализ указывает на определенное распространение цветов в различных регионах: красный в Области Датского права, лиловый в Ирландии, синий и зеленый в Скандинавии. Хотя это только гипотеза, но, возможно, это указывает на определенные региональные предпочтения.

Понравилась статья? Расскажи о ней друзьям на своей страничке.

Вышел второй сезон сериала «Викинги», хочется написать добрые слова в адрес художницы по костюмам Джоан Бергин. Она уже имеет три «Эмми» за предыдущие заслуги. Сериал про Тюдоров (2008-2011) режиссера Майкла Херста запомнился не только сюжетом, но и костюмами Джоан. «Викинги» - очередной проект Херста, посвященный истории (саге) о Рагнаре Лотброке, пассионарии, как сказал бы Гумилев, озабоченном покорением новых земель. В перспективе Рагнар должен налететь и на Русь.
Среди реконструкторов немало «викингов», скоро они прибудут на наш день города очередным десантом. Думаю, что они смотрят сериал строже и критикуют за шапки с козырьками, известные с 15 века, а не с времен Рагнара, с 8 го века.

У режиссера Майкла Херста была своя задача, он хотел показать викингов не кровожадными грязными варварами, а обществом вполне демократическим, в котором женщины могли править и воевать с мужчинами наравне. Викинги в какое-то время владели большой частью Англии, основали Дублин и Йорк.

Однако о том, как одевались викинги известно немногое. Не осталось картин, только скупые исторические записи. Бергин вдохновлялась у себя на родине, в Скандинавии, где есть музеи викингов, посетила Бирк-музей в Стокгольме и музей в Борге, в Норвегии. Она пришла к выводу, что устойчивое клише считать викингов дикарями не соответствует истине. " Они были язычниками, их религия намного старше, чем христианство. Они поклонялись многим богам природы и, как американские индейцы, они носили шкуры и кожу - многих животных. Но в их одежде было так много деталей и были украшения, что можно сказать об определенной "моде".

Оказывается мужчины викингов были вполне чистоплотны. "Ирландские женщины любили викингов, потому что они были так чисты",- объясняет Херст. "Они всегда брали с собой смену одежды на рейдах и они тщательно заботились о своих волосах, в могилах викингов постоянно находили расчески".

Их ювелирные изделия и конструкции также проникли в земли, в которых они поселились после завоевания, например, Ирландии, Шотландии и Англии. Кельтский дизайн пришел от викингов.



Перед художницей стояла задача одеть и главных героев и всю массовку в полторы тысячи человек.


Рагнар Лотброк хотя и становится предводителем, но его власть не так отмечена костюмом, как у влиятельных людей англосаксов. Во втором сезоне только изображение ворона говорит о его отличии от других. Ворон - символ бога Одина, а Рагнар по преданию ведет свой род от самого Одина.

Художница говорит, что ей нравится, что герой по прежнему носит «футболки, кожаные куртки и порванные джинсы, говоря современным языком». Он и впрямь иногда напоминает рокера, крутого пацана. Глядя на костюмы Рагнара, думаешь, что какие-то вещи до сих пор популярны в одежде и символизируют брутального мужчину, готового всегда подраться за свои убеждения.
Первая жена Рагнара, женщина-воительница Лагарта, одета соответственно жене, которая бьется рядом с мужем.

Во втором сезоне Рагнар заводит вторую жену, принцессу Эслог, которая соблазняет гордого воина. Эслог совсем другая, у неё богатые платья, меха, подчеркивающие её высокое положение. Она из богатого рода и показывает свое богатство. ВЫбор актрисы, правда, немного сомнителен, уж очень на ней налет гламурности ощущается.

У Рагнара теперь две жены, каждая со своим характером.Но Лагарту такой расклад не устраивает.

Во втором сезоне у Джоан Бергин появились новые задачи: сделать костюмы англосаксов и их королей.


Одежда в те далекие времена была достаточно примитивной по крою, художница всё-таки делает её приближенной к современной, потому что хочет, чтобы зрителю нравилось смотреть на персонажей, чтобы были видны фигуры, иначе они должны были бы все носить что-то вроде " халатов". Трудно было быть сексапильной в те времена, когда одежда была бесформенной, ни мини юбок, ни лифчиков вандербра.

Хотя Алесса Сазерлэнд в роли соблазнительницы Эслог вполне сексуальна, на ней сетка, украшенная ракушками.

В сериале будут две эффектные сцены свадеб: свадьбы викингов - языческой, с цветами, немного в стиле хиппи и англосаксонской, богатой и христианской. Платье для свадебной церемонии украшено золотыми монетами и выглядит очень эффектно, но и платье невесты викингов тоже создавалось в сложной технике, шерстяной шелк вышивался вручную.

Целью этой статьи является прояснение некоторых важных аспектов реконструкции женского скандинавского костюма эпохи викингов. Кроме того, представлены новые данные и исследования для более точного отображения женской одежды. Путаница началась с археологических исследований в Бирке, где между 1873 и 1895 Хьялмаром Столпе (Hjalmar Stolpe) было изучено около 1100 погребений.

Предполагалось, что в этих погребениях были захоронены "типичные викинги", однако исследования показали, что эти погребения являются либо погребениями знати, либо, что умершие были похоронены в одежде знатных людей.
Кроме того, согласно современным воззрениям культура эпохи викингов испытала влияние культур славян, вендов и русов. Безусловно, что влияние было двусторонним, но степень этого влияния с точностью неизвестна.
На раннем этапе археологических исследований (в XIX веке) исследователей в большей степени интересовали "яркие" находки: мечи, фибулы и т.д., в то время как "обычные" находки, такие как остатки тканей, оставались зачастую вне поля зрения. Находки фрагментов одежд поэтому либо просто исчезали, либо надолго попадали в фонды музеев.
Агнес Гейер (Agnes Geijer) первой проявила академический интерес к находкам тканей из Бирки. К моменту начала ее исследований всякая надежда на точную реконструкцию одежд уже исчезла. В то же время слои ткани сохранялись на черепаховидных и иных фибулах, поэтому было известным сколько слоев одежды носилось, но ни малейшего представления о том, как выглядел индивидуальный костюм. В итоге ее работа увидела свет только в 1938 году.
Гейер реконструировала нижнюю рубаху, поверх которой носился "передник" (pinafore arrangement) с лямками, которые скреплялись черепаховидными фибулами. Предполагалось, что это одеяние было открытым только с одной стороны. Однако, на фотографиях верхняя одежда приобрела разрез и с другой стороны! Многие известные исследователи, такие как М.Хальд (M.Hald) в 1950 и Инга Хегг (Inga Hagg) в 1974 продолжили работу Гейер, и их реконструкции женского скандинавского костюма эпохи викингов поступили в печать.
Два известных иллюстратора увековечили миф о двойном разрезе; Эке Густавссон (Ake Gustavsson) в книге "The Viking"(1966) и Дэвид Маллот (David Mallot) в издании "Vikings in England"(1981). Именно на этой литературе основаны рекомендации по скандинавскому женскому костюму эпохи викингов в NFPS. Однако, ныне открытия Гейер получили новую оценку. Флеминг Бау (Flemming Bau) пересмотрела проблему костюма сравнением информации о слоях ткани с изобразительными источниками: металлическими подвесками в виде валькирий, игральными фигурами, изображениями на рунических камнях и вышивке. Поскольку предполагается, что эти источники показывают знатных женщин, то они являются идеальными свидетельствами интерпретации.
Флеминг Бау далее сравнивает собственные построения с данными по народному костюму. Для проверки наличия славянского влияния она использовала материалы из других памятников эпохи викингов (в Норвегии, Швеции и Шотландии). Ее построения не вызывают противоречий. Далее приводится короткая сводка материалов, хотя в то же время стоит учитывать, что после столетия раскопок в Бирке более 90% материалов по остаткам тканей остаются неопубликованными.

Одежда знати.

Нижнее платье.
Эти довольно простые предметы одежды оставались в IX веке без складок, но в X столетии чаще были плиссированы. Они достигали длиной до щиколоток и застегивались (в X веке) у горла обычной круглой фибулой. Плиссированные фрагменты найдены также и в Йорке викингов.
Плиссированные нижние платья немногим отличались от современных плиссированных подолов, хотя полного раскроя не сохранилось. Предполагается, что это было одеяние со складками во всю длину тела, к которому пришивались складчатые рукава. Эти "складчатые рубахи" затягивались вокруг шеи шнурком. Представляется затруднительным определить, какую роль при таком способе играла фибула. Если фибула была не только украшением, то, вероятно, она использовалась для застегивания верхнего одеяния или же для более ранних не плиссированных нижних платьев. На многих таких фибулах имеется кольцо на задней стороне, а в некоторых могилах это кольцо прикреплено цепочкой к системе цепочек черепаховидных фибул. Если верхнее платье не одето, то подобная система застегивания крайне неудобна. Более вероятно, что подобные фибулы скрепляли верхнюю одежду. Плиссированные рукава реконструированы как с продольными (как изображали Юдит Йеш (Judith Jesch), Густавссон, Маллот и др.) или поперечными (Флеминг Бау) складками. Последние напоминают мужскую и женскую одежду саксов и находку из погребения Маммен с двойными манжетами. Инга Хегг показала на основании анализа коррозии на тыльных сторонах фибул, что складки шли горизонтально, вокруг рук. Остатки нижнего платься обнаружены также в Хедебю, крупном торговом датском центре. Они также были плиссированы, или, в более простом варианте, с подолом, расширенном клиньями. Одна из находок была очень длинной, подбитой пухом и украшенной пуговицами от лодыжки до края подола. Возможно, это местный вариант, характерный для Дании.

Платье.
Исходя из материалов Бирки предполагалось, что эта одежда была длиной до колена и украшалась тесьмой. Также предполагалось, что верхнее платье обычно шилось из шелка, а обшлага рукавов украшались дорогой вышивкой. Однако, четкая картина все же отсутствует. Не все женщины были погребены в полном костюме, ткань различных предметов костюма отличается, и не все материалы сохранились в различных могилах. В некоторых случаях платье (если оно было надето) шилось из шерсти с ромбическим переплетением ИЛИ из шелка. Это же наблюдение может быть применено к передникам (apron), хотя в некоторых случаях их лямки делались из полотна. Такая же неопределенность наблюдается и в длине одеяния. При столь небольшом количестве сохранившихся материалов определить длину одежды можно только по сохранившимся фрагментам тесьмы. В то же время не каждый предмет одежды был украшен тесьмой, да и сохранившиеся пострадали от разложения. Неизвестно какой вид одежды был украшен тесьмой: платье или кафтан или плащ. Более того, сколько фрагментов тесьмы обнаружено? На рисунках из 1100 погребений Бирки Стольпе отмечает положение только ПЯТИ фрагментов из 4000! Явно недостаточное количество данных для обоснованных выводов о длине и количестве найденных одеяний.Следовательно, платье можно рассматривать и как довольно короткое одеяние с ценными вышивками по сторонам, а также обшлагам рукавов. Подобная реконструкция оставляет открытыми три вопроса.Во-первых, почему платье столь богато украшено (речь идет о серебряном шитье и шелке), если поверх него носились только передники (aprons)? Почему длина платья столь невелика, если остальные предметы одежды должны быть еще более короткими, чтобы показать ценность предыдущего предмета? Во-вторых, почему вышивка размещена по бокам платья, в то время как ее часто находят спереди? В мужских погребениях, где обнаружена аналогичная вышивка, она расположена на передней части одежды. Слева показана находка из погребения 735 в Бирке (возможно, женского?), которая стала источником многих реконструкций, хотя размер ее не превышает подставки под пивную кружку! Прямоугольный фрагмент вышивки располагался на куске ткани, который находился, по предположению исследователей, в районе выреза подмышечной впадины. Но точно так же этот фрагмент ткани мог располагаться в районе шейного выреза! Третий вопрос. Зачем располагать вышитый фрагмент на одеянии, поверх которого носились передник, теплая одежда и плащ? Сохранившиеся фрагменты могли склеиться под воздействием разложения или же быть особенностью погребального обряда. Вполне вероятно, что вышивка могла украшать кафтан, схожий с мужским, или находиться в погребении в такой комбинации, которая никогда не использовалась в реальности. Находки из Хедебю представляют еще один вариант платья. Датский вариант гораздо длиннее, чем реконструкция из Бирки: длина почти аналогична длине нижней рубашки. Подобный вариант гораздо ближе по своей длине к более поздним вариантам из Мослунда (Moselund, Дания, ок.1250) или Херьолфнеса (Herjolfsnes, Гренландия, ок.1300).

Передник (apron).
Поверх платья носился передник (apron). Исследуя количество петель, которые застегивались черепаховидными фибулами, Флеминг Бау выявила по меньшей мере четыре различных комплекса. При сравнении с "фигурками валькирий" было предположено следующее. Передник оборачивался вокруг тела, причем передняя часть оставалась открытой. К верхним углам пришивались петли, к которым крепились черепаховидные фибулы. Две дополнительных петли пришивались сзади к середине верхнего края и, будучи перекинутыми через плечи, скреплялись с передними петлями фибулами. Во втором варианте к переднику добавлялся длинный нагрудник, который пристегивался к фибулам. Прекрасную иллюстрацию можно видеть на золотой фигурке для Хнефатафля из Тузе (Tuse, Дания). Третий вариант добавлял к предыдущему (передник и нагрудник) длинный шлейф сзади, который также крепился петлями к черепаховидным фибулам. Иллюстрацию такого варианта можно обнаружить на серебряной фигурке валькирии из Туны (Tuna, Швеция). Длина нагрудника могла варьироваться: на фигурке из Тузе нагрудник достигает щиколотки, в то время как на фигурках из Туны и Грёдинге (Grodinge, Швеция) - соответственно снизу слева и справа - нагрудник достигает лишь колена.

Последний вариант включал передник и плиссированный шлейф, но без нагрудника. Безусловно, могли существовать и иные варианты, однако только те из них заслуживают внимания, которые не входят в противоречие с фигурками валькирий (иными словами, никаких боковых разрезов), а также с количеством петель, обнаруженным на черепаховидных фибулах. Варианты расположения петель могли быть следующими (слева направо): . Одна петля снизу, одна петля сверху для первого варианта (только передник). . Одна петля сверху и две петли снизу для второго варианта (передник и нагрудник). . Две петли сверху и две петли снизу для третьего варианта (передник, нагрудник и шлейф). . Две петли сверху и одна петля снизу для четвертого варианта (передник и шлейф). Передники шились из шерсти или шелка, иногда отделывались вышивкой или шерстяной или шелковой каймой. Информация о материале шлейфа неизвестна, однако поскольку шерсть плохо сохраняет складки, то наиболее вероятными будут шелк или льняное полотно.

Пояса.
В женских погребениях Бирки поясов не обнаружено, что можно рассматривать как особенность погребения знати, поскольку предполагалось наличие служанок и работниц для выполнения различных работ по дому: просторный передник и цепочки будут только мешать в этом случае. Однако отсутствие поясов можно интерпретировать как характерную черту погребального обряда. Так, мужчин хоронили с мечами, что указывало на то, что они были воинами и могли войти в Вальгаллу. В этом случае отсутствие поясов в женских погребениях должно было указывать на их достаточное благосостояние, чтобы иметь служанок и работниц для выполнения повседневных домашних нужд.
Носили ли женщины пояс в действительности, может быть почвой для предположений. В женском погребении в Килдонане (Kildonan, Isle of Eigg, Шотландия) был обнаружен богато укращенный кожаный пояс. Однако, исследования показали, что этот предмет несет на себе явное уэльское влияние и, вероятно, был изготовлен уэльскими мастерами. Практически, традицию ношения тканых поясов, вероятно, стоит продолжать. Более того, серебряные наконечники ремня с остатками шелка обнаружены в некоторых погребениях Бирки. Они могли принадлежать к шелковым тканым поясам, и некоторые могли носиться женщинами.

Верхняя одежда
Поверх некоторых передников, как показывают находки, носился еще один предмет одежды. У него были рукава, но, в отличие от мужского кафтана, это одеяние не застегивалось на пуговицы. В качестве застежки использовалась фибула, либо трехлистная, либо дисковидная круглая. Вероятно, верхняя одежда шилась из шелка или шерстяного твида.
Учитывая наличие различного рода украшений на предметах женского костюма, верхняя одежда, более чем вероятно, была украшена вышивкой или тесьмой. Вполне возможно, что именно верхняя одежда была интерпретирована как платье. В центре показан вариант оформления верхней одежды вышивкой из погребения 735 Бирки.

Накидка.
Завершением комплекса костюма была накидка, что четко прослеживается на фигурках валькирий. Однако на фигурке из Кинсты (Kinsta, Швеция) - третья слева - нижняя часть накидки интерпретирована как пояс. Накидки или покрывала делались из шерсти или шелка и иногда окаймлялись мехом. Накидки застегивались около шеи фибулами различных типов. Они должны были быть довольно открытыми спереди, поскольку на некоторых фигурках валькирий (Туна, вверху первая слева) и вышивках (гобелен из Усеберга (Oseberg, Норвегия), четвертая слева показаны нагрудные фибулы даже при одетой накидке.

Головные уборы.
Головные уборы также вносят значительную долю неясности и сомнений в реконструкцию женской одежды эпохи викингов. Согласно всем сагам замужние женщины ходили с покрытой головой. Однако, ни на одной из фигурок нет головного убора. Возможно, головные покрывала также были предметом гэльского влияния? Их найдено достаточное количество в Дублине, и расшитый капюшон найден на Оркнеях. Кроме того, существуют дорогие шелковые образцы находок из Йорка и Линкольна. Однако, радиоуглеродная датировка образца из Шотландии относится к эпохе бронзы! Время записи саг относится к 13 столетию, когда и Британия, и Скандинавия были давно христианизированы, следовательно головные покрывала могут отражать более поздние особенности, заимствованные из христианства. В то же время, в некоторых языческих погребениях прослеживаются следы головного убора. На гобелене из Усеберга (8 в. н.э.) головы женщин покрыты, в то время как в христианских погребениях следов головных уборов не обнаружено (незамужние женщины?). Можно только заключить, что если скандинавские женщины могли выбирать носить им или нет головной убор, то замужние христианки были обязаны покрывать голову.

Украшения и драгоценности.
Многие женские погребения содержат ценные украшения и предметы, которые необходимы умершей в загробной жизни. Многие из них являются предметами повседневного быта, иные - разового использования. Список довольно велик, однако обычно включает: ключи, гребень, игольник с иглами, маленький нож и оселок. Все эти предметы привешивались к поясу (если предположить его наличие) или к цепочкам или лентам фибул. Некоторые предметы расположены специфически: так, нож и игольник подвешиваются горизонтально. Многие из перечисленных вещей богато украшены. Цепочки отличаются от современных: часто использовались витые звенья. Так же, как и личные вещи, маленькие фибулы нижнего платья иногда присоединялись цепочками к черепаховидным фибулам. Сами черепаховидные фибулы нередко соединялись цепочками. Эта особенность имеет смысл в том случае, если отсутствовал нагрудник, поскольку без него или цепочек передник получается чересчур развевающимся. Иногда вместо цепочек носились ожерелья из стеклянных, янтарных или гагатовых бусин. Необходимо отметить, что ВСЕ янтарные и гагатовые буины были полированы или укражены резьбой, иными словами, следует избегать использования грубых необработанных кусков.

Обувь.
Женщины носили обычные кожаные туфли, найденные в различных археологических памятниках. Шерстяные носки плохо сохраняются в погребениях, однако обнаружены при раскопках Йорка. Носки вязаны крючком.

Детская одежда.
Детский костюм не был уменьшенной копией одежды их матерей. Так, дети знати в Финляндии также носили дорогие одежды и драгоценности, но фибулы и передник отсутствовали. Если подобная практика существовала и в Скандинавии, то вряд ли девочка или девушка могла носить передник и черепаховидные фибулы. Костюм отражал социальный статус, благосостояние и семейное положение. Девочка могла быть выдана замуж и в возрасте 12-13 лет! Внешние атрибуты следовали из отчасти приданого, а отчасти из награбленной мужем добычи.

Женский костюм средних и нижних классов
Вероятно, что система фибул и цепочек характерна только для знати. Женщины с более низким социальным статусом были одеты, соответственно, в более простой костюм. Вероятно, они носили пояса, чтобы предохранить просторную одежду от попадания в огонь очага. Кроме того, можно предположить наличие передника (более похожего на современный) для работы по дому.

Безусловно, знатная женщина в парадной одежде (т.е. с системой фибул и цепочек) вряд ли занималась чисткой рыбы. Очевидно костюм скандинавских женщин более низкого статуса был похож на одежду англо-саксов, за исключением плиссированных рукавов. Вопросы головного убора и обуви уже рассматривались ранее. Краткий обзор предметов костюма и их допустимого сочетания.

НИЖНЯЯ РУБАШКА.
Рубашка могла быть плиссированной с завязками у горла и рукавов ИЛИ обычной, застегивающейся маленькой фибулой. Длина ее должна быть до щиколотки. Материал - полотно.

ПЛАТЬЕ.
Может быть украшено вышивкой или оставлено без таковой. Могли существовать короткий и более длинный варианты. Материал - шерсть или шелк.

ПЕРЕДНИК и ФИБУЛЫ.
Знатная женщина должна носить передник, хотя бы в самом простом варианте. Этот комплекс одежды застегивается при помощи больших орнаментированных фибул. Наиболее популярными были черепаховидные фибулы, однако, могли использоваться коробчатые и иные типы фибул или длинных булавок. Необходимо отметить, что носить костюм знати НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО. Одежда женщины среднего класса ничуть не хуже, но обойдется ГОРАЗДО дешевле!!!

ПОЯС.
В том случае, если он вообще используется в костюме, то должен представлять собой тесьму из шерсти или шелка.

ВЕРХНЯЯ ОДЕЖДА.
В том случае, если используется, то должно быть сшито из шерстяной или шелковой ткани. Отделка, возможно, аналогична находке из Бирки (погребение 735).

НАКИДКА.
Эта существенная часть костюма должна быть у каждой знатной женщины. Она представляет собой короткий плащ, застегиваемый при помощи различных фибул. Изготовляется из шерси или шелка, возможно, с подбивкой из шерсти или меха и с меховой оторочкой.

ГОЛОВНОЙ УБОР.
Чаще всего, вероятно, для головного убора использовался шелк. Христианские женщины должны были покрывать голову, в то время как язычницы могли выбирать носить или не носить головной убор.

УКРАШЕНИЯ.
Украшения являлись характеристикой социального статуса. Нитка стеклянных или янтарных бус должна быть одета в дополнение к фибулам, упомянутым ранее. Некоторые предметы обязательны, например, связка ключей и маленький нож. Они, как и иные вещи, крепились лентами или цепочками к одной из фибул передника.

ОБУВЬ.
Использовалась обычная обувь, характерная для для региона и периода. Носки, в случае использования, сшиваются из полос, связанных крючком.

ДЕТИ ЗНАТИ.
Одежда детей знатных родителей отличалась от костюма взрослых. В то же время костюм должен быть из ценных материалов, а используемые украшения должны быть дорогими. Типичный костюм должен включать нижнюю рубашку, вероятно, платье, а также плащ и туфли.

ОДЕЖДА ПРОСТОЛЮДИНОК.
Костюм простолюдинок выглядел очень похожим на одежду англо-саксов. Для состоятельных людей обязательным является полотняная нижняя рубаха, поверх которой одето шерстяное платье. Наличие головного убора вероятно, в то время как наличие обуви и некоторых украшений обязательно. Кроме того, желательны дополнительные предметы: терка, веретено и пряслице, нож, кресало и кремень.