Музейный урок «Традиции женской одежды ногайцев. Традиционная одежда ногайцев в XIX-начале XX века Язык и культура

Ногайская национальная одежда


Национальная одежда – богатое историческое и этнокультурное наследие ногайского народа. Отличаясь неповторимой самобытностью и красотой, она даёт представление о многовековом историческом развитии, кочевых традициях,культурных связях, географии расселения народа.Национальный костюм ногайцев складывался в течение многих веков. Он характеризовался чертами типичными как для кочевого, так и для оседлого образа жизни народа.


Одежду у ногайцев шили вручную женщины. Богатые женщины украшали одежду дорогими вышивками, носили золотые, серебряные украшения. Бедняки носили одежду из грубого сукна и дешевых тканей.


Мужчины одевали нательную рубаху, которая доходила до колен и заправлялась шаровары. Шли ее ситца или бязи. Штаны заправлялись в сапоги. Они были широкие, удобные для езды на лошади. Поясом служил шнурок. Он был узким с металлической пряжкой и ременными подвесками с гравированными чернью или золотом металлическими пластинами. На поясе висел нож или кинжал в сафяновых ножнах. На рубаху ногайцы надевали куртку-безрукавку. Существовал и кафтан без подкладки. Богатые ногайцы носили бешмет. Принадлежность легкого верхнего до колен. В 19 веке с ростом товарно-денежных отношений появились рубахи-косоворотки, пиджаки, брюки. Верхнюю мужскую одежду дополняла длинная бурка из тонкого войлока с широкими плехами. Зимой поверх легкой одежды надевали шубу из разных шкур. Разнообразными были и головные уборы. Общей для всех возрастных групп являлась зимняя шапка. "У причерноморских ногайцев было 3 головных убора: для сна, обрядная шапка и шапка-ушанка. Носили также баранью шапку с верхом". В дождливую и снежную ногайцы надевали башлык. Его шили в виде капюшона с острым верхом и двумя длинными "крыльями". Разнообразной была и мужская обувь. Самой распространенной были "ыдырык". Они шились из кожи крупного рогатого скота. Носили также баъпишь с чулками (мыес). В ходу были также красные или черные сапоги с загнутыми носом. Из войлока изготовляли "уюкъ" и "шорап". Мужскую одежду дополняло оружие (савыт) и воинские доспехи.

Женский костюм по покрою аналогичен мужскому. Штаны по своему покрою были близки мужским. Они доходили до щиколоток, где суживались. Поверх штанов носили рубаху. На нательную рубаху надевали короткий шелковый кафтан, который плотно облегал фигуру. Зимой носили меховые шубы. Принадлежностью верхней женской одежды был передник. Женщины никогда не ходили с открытой головой. Традиционные женские головные уборы были разнообразны. Иногда женщины надевали чалму. Девичий головной убор подразделялся на уборы "такъыя", "кундыз боърк" и "ока боърк". После свадьбы в знак замужества девушка надевала белый платок (тастар). Во время свадьбы на тастар надевали "келиншек сылауш". Это была накидка в форме косынки с опускающимся концом. Спереди на нее нашивали кораллы (маржан), бисер (ынжы), монеты (акъша). На висках свисали серебряные подвески, кисточки. Основным материалом для изготовления женской обуви служили шерсть и кожа. Из войлока делали узорные чулки (уюкъ). Из сафьяна шили сапоги с прямым или концом. Так же носили на каблуках со звонками (конъыра)

Большое внимание уделялось украшения. Они в большинстве были серебряные. Нагрудные украшения (тостуъйме) состояли из 8-20 парных застежек пришитых параллельно. Так же пользовались поясом "кемар". Украшение являлись обычные бусы, кольца, браслеты (блезик), головные украшения.


Кусак – серебрянный женский пояс Кускуйрук – нагрудные женские серебряные украшения


Тастар –белый национальный платок (на картинке по середине)


Урок 10. 7 класс кубановедение

Материальная культура кочевников. Жилища, одежда, тради­ционная кухня ногайцев.

Цель: познакомить с материальной культурой ногайцев.

Задачи:

Воспитательная: формировать чувство толерантности и сопричастности с другими народами.

Развивающая: навыки работы с учебником, составление конспекта и схем.

Образовательная: познакомить с жилищем, одежной и кухней ногайцев, и понять, что на складывание материальной культуры ногайцев влиял их кочевой образ жизни.

Оборудование: учебник, доска, схемы, компьютер, проектор , экран.

Новые термины: арба, байгуш.

Форма урока: урок – путешествие.

Ход урока.

Мы с вами отправимся в гости к нашим соседям: ногайцам, но в прошлое время. И познакомимся с их материальной культурой, а так же поймём, что повлияло на её формирование.

Жилище.

Вопросы учащимся : нам с вами уже известны некоторые особенности жилища ногайцев.

Что служило жилищем ногайцев? (юрты)

Где располагался очаг? (В центре юрты находился очаг)

Какая функция у очага? (обогрев и приготовление пищи)

Чем устилали пол и стены? (коврами богачи, а бедняки войлоком и циновками)

Учитель: Но ваши знания нужно расширить: юрта была двух типов: разборная и неразборная. Юрту обычно устанавливали жен­щины. Разборная кибитка ставилась на земле, а неразборная крепи­лась на двухколёсной арбе (ногайская кибитка). В такой кибитке размещались все члены семейства, не прерывавшие своих занятий во время перекочёвки. Здесь же находились предметы быта, а также куры и собаки.

Подобное жилище было хорошо для лета , но зимой оно плохо защищало от стужи и страшной степной вьюги. В это время в ки­битку, где с трудом помещалось семейство ногайца, загонялись те­лята, бараны, козы. Крупный скот, лошади и верблюды оставля­лись на произвол судьбы. Нередко гибли целые стада, и из богатого ногаец в одночасье превращался в байгуша (нищего).

Юрты устанавливали рядами. В каждом ряду жили выходцы из одной большой семьи.

Задание учащимся: итак с юртой мы познакомились, а теперь распределите нам места как гостям. Прочитайте учебник с. 46 п.1 Заполнить схему. (Места в юрте распределялись с учётом пола и возраста. На самой почётной - северной - стороне сидел глава семьи. Место женщин - всегда с восточной стороны. Место мужчин - с западной. Мужчины, входя в дом, не могли повесить спой колчан на женской стороне. Хозяйка, или старшая жена, должна была сидеть в правой части кибитки, то есть слева от мужа.)

Учитель: переход к оседлости привёл к строительству постоянных жи­лых домов. Первые сведения о таких домах относятся к середине XVI века. Жилища причерноморских ногайцев были сделаны из тонких стволов деревьев, обмазаны тиной, грязью и покрыты ка­мышом. Вместо стёкол в ранний период натягивали высушенный бычий пузырь. Преобладали дома с двумя комнатами и одной при­хожей. Большие семьи имели 3-4-комнатные дома. В прихожей обычно хранили кухонную утварь. Здесь же стояла печь с дымарём из обмазанного глиной хвороста.

Одежда. С жилищем познакомились, теперь одежда.

Национальный ногайский костюм, как и костюм лю­бого народа, складывался в течение многих веков. Он был xopoшo приспособлен как для кочевого, так и для оседлого образа жизни.

Задание: мальчики читают с. 46-47 и описывают мужской костюм , а девочки читают с. 47-48 и описывают женский.

Примерный ответ : одежда бедняка шилась из просто­го материала, без особой отделки. Верх­нюю одежду дополняла длинная бурка из тонкого войлока с широкими плеча­ми. Она защищала от дождя и снега, холода и жары. Зимой поверх лёгкой одежды наде­вали шубы. Шили их из волчьих, ли­сьих, беличьих, овечьих шкур, из ка­ракуля.

Важным атрибутом верхней муж­ской одежды являлся поясной ре­мень. Он был узким , с металлической пряжкой и ремёнными подвесками с гравированными чернью или золотом металлическими пластинками. На по­псе висел нож или кинжал в красных или чёрных сафьяновых ножнах. Наряду с ремнём пользовались кушаком.

Разнообразны были головные уборы. Изготовлялись они из меха, войлока или ткани. Ногайцы всех возрастов носили шапки из овчины. Летом - также войлочную шляпу с круглой тульей и широкими полями, украшенную по тулье шнурком. Мужчины, как правило, брили голову, носили бороды.

Мужскую одежду дополняли воинские доспехи и оружие. Ко­чевник был вооружён луком со стрелами, топором и копьём. Бога­тые; имели мечи. Первые ружья у ногайцев появились в середине XVII века.

Женский костюм долгое время был близок к мужскому ; затем стали появляться различия в крое, материалах, отделке. Основу костюма женщины, как и мужчины, составляли штаны и рубаха. На нательную рубаху женщины надевали верхнюю, которую носили вместо платья. На неё - кафтан. Ниже бёдер иолы кафтана расходились. Воротник был стоячий. Застёгивался кафтан при помо­щи петель. У богатых кафтаны украшались золотой вышивкой и галуном. Другой верхней одеждой было распашное платье , длинное, с облегающим лифом. На рукава (длинные, откидные) праздничных платьев пришивали подвески. Обязательным элементом праздничной одежды был узорчатый (у богатых - расшитый сере­бром) пояс. Головные уборы отличались разнообразием. Однако по­верх шапки женщины носили кисейные покрывала, оберегавшие лица от нескромных взглядов. В холодную погоду надевали чал­му - длинный кусок материи, туго обёртываемый вокруг головы.

Украшения были преимущественно серебряными, золотые встречались редко.

3. Кухня.

Употребляли ногайцы мясо - молочные блюда, мясо (говядину, баранину, конину) варили, вялили или коптили. Готовили бешбармак (мясо с лап­шой), кавардак (жареное мясо с луком), шашлык, колбасы, пель­мени, варили уху. Популярны были каши , различные виды сыров, пироги, яичница, инкал (род галушек). Из напитков употребля­лись ногайский чай с добавлением молока, сметаны, перца, соли, кумыс, айран, буза и др.

ЗАДАНИЕ: Составить меню гостями зачитать.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ Молодцы, а теперь ответьте на вопросы.

Жилище ногайцев? (юрта)

Как располагались места в юрте? (М – на Севере глава, все остальные на западе, Ж на Востоке. от мужа справа)

Когда появились дома у ногайцев? (в 16 веке)

Важный атрибут М одежды? (пояс и оружие)

В чём схожесть М и Ж костюма? (имеется кафтан и брюки)

Чем одежда богатого ногайца отличалась от одежды бедного? (шилась из простого материала без отделки)

Популярные в нашем обществе блюда? (шашлык, пельмени, айран).

НА ЭТОМ ПУТЕШЕСТВИЕ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ.

ВЫВОД УРОКА: как мы видим с вами, кочевой образ жизни наложил отпечаток на материальной культуре ногайцев: это и особое жилище и форма одежды и даже пища. НО именно всё это и является отличительной и особенной частью культуры ногайцев от других народов С.Кавказа.

Подведение итогов команд.

Д/З§8, составить рассказ «Я в гостях в ногайской семье».

Кто же такие ногайцы?

Ногайцы (самоназвание - ногьайлар), являются древнейшими жителями обширных Северо--Кавказских степей и относятся к тюркскоязычной группе народов. История его развития весьма непростая.

Ногайский этнос имел свою государственность, сформированную в конце 14 века при эмире Эдиге. Однако, по мнению некоторых экспертов, кочевой образ жизни и непрочное государственное устройство впоследствии способствовало распаду Ногайской Орды на несколько самостоятельных и полусамостоятельных государственных субъектов.

В конце 18 века, в результате активной политики России в регионе, ногайская государственность была ликвидирована. А сфера обитания ногайского этноса неуклонно стала сужаться. Более того, и во время существования Советского Союза ногайцам было отказано в своей государственности или автономном статусе.

Сегодня основная область расселения ногайцев - в пределах территории Республики Дагестан, Ставропольского края, Карачаево-Черкесской Республики и Чеченской Республики. Значительная часть ногайского народа проживала в Ногайской степи, которая в 1957 году административно была разделена между Дагестаном, Чечено-Ингушетией и Ставропольским краем.

К сожалению, процесс ассимиляции, смешения, а также простое истребление весьма сузило численный состав ногайцев. По данным переписи населения 2002 года численность ногайцев в Российской Федерации составляет 90.666 человек: в Республике Дагестан проживает - 38 тысяч человек, в Чеченской Республике - 3,5 тысяч человек, в Карачаево–Черкесской Республике - 15 тысяч; в Ставропольском крае - 20, 6 тысяч человек; в Астраханской области - 4, 5 тысяч человек. Судя по этим данным (с 1989 по 2002 год) численность ногайцев растет.

Язык и культура

Говорят ногайцы на своем родном языке, который относится к кыпчакской группе тюркских языков, имеющей два диалекта: караногайский и кубанский. Литературный язык на основе караногайского диалекта и ногайского говора. Ногайский язык во многом близок к татарскому, хотя в последние столетия изменился под влиянием кавказской среды. И, несмотря на некоторые достижения ногаеведения, ногайский язык все еще остается малоизученным языком тюркской семьи.

Первые литературные памятники на ногайском языке относятся к ХIVв.- ко времени становления ногайского государства. Отличительной чертой ногайской дореволюционной литературы была поэзия – стихи, поэмы, монологи, оды, элегии.

Если говорить о возникновении ногайской советской литературы, то этот процесс неразрывно связан с просветительской деятельностью А.Х.Ш.Джанибекова и М.К.Курманалиева.

В первые годы советской власти они продолжали сбор ногайского фольклора, готовили перевод письменности на латинскую графику, и вместе с тем, стали одними из создателей ногайского литературного языка. С их деятельностью связано творчество Зеида Кайбалиева, Басира Абдуллина и других писателей. Создателем ногайской письменности, автором первых ногайских букварей и грамматик, считается учёный-этнограф Абдулхамид Джанибеков (1879-1955).

Религия

Традиционная религия - Ислам.

Национальная одежда

Традиционная форма одежды ногайцев особым образом сочетает в себе элементы старого костюма народов кочевого мира – Поволжья, Средней Азии, Казахстана и национальных костюмов горцев Кавказа. Она отражает исторический путь народа, его образ жизни, национальные особенности, эстетические представления о мире. Отличаясь неповторимой самобытностью и красотой, она даёт представление о многовековом историческом развитии, кочевых традициях, культурных связях, географии расселения народа.

Многие его черты сложились в эпоху саков (VII веке до н. э.), сарматов (II в. до н. э.), гуннов (III в.), кыпчаков. Ногайское орнаментальное искусство (узоры «бараньи рога», «древо жизни» и др.) напрямую восходит к образцам, найденным в курганах сакского, сарматского, гуннского, а также золотоордынского времени.

Так как ногайцы, будучи воинами-степняками большую часть времени проводили на коне, то их одежда отражала особенности кочевого образа жизни. Так, сапоги имели высокие голенища, штаны были широкого кроя для удобства верховой езды, капталы и шепкены были с запахом и с открытой грудью, различные виды головных уборов учитывали климатические особенности летнего и зимнего времени года и т. д.

Традиционной одеждой ногайцев также являлся каптал и баслык шаровары и овчинные тулупы. Мужская одежда состояла из нательной рубахи туникообразного покроя, штанов с широкими шагами, верхней рубахи, куртки-безрукавки, кафтана, бешмета и черкески (у богатых), бурки, обуви из шкур, сафьяна, хрома, папахи, шляпы из войлока. Зимой надевали шубы из овчины или из волчьих, лисьих, беличьих шкур и каракуля. Мужскую одежду дополняли оружие и воинские доспехи: лук и стрелы, топор, копьё, кольчуга, кинжал, шашка, а с середины 17 века огнестрельное оружие: ружьё и пистолеты различных видов.

Женский костюм по покрою близок к мужскому; он включал платье-рубаху, различные виды платьев, шубы, шапочки из меха или ткани, платки, косынки, обувь из шерсти, кожи, сафьяна, а также пояса и различные виды украшений.

Кухня

Исторически сложившаяся система питания ногайцев была построена на строгом балансе молочных и мясных продуктов, дополнявшихся в очень небольшом количестве продуктами растительного происхождения (зерно, мука, крупа, овощи, бахчевые и т.п.).

В их рационе были распространены такие кушанья как вареное на воде, иногда на молоке просо - соьк. Из жареного проса, перемолотого в муку, готовили кашу талкан, которую употребляли в пищу с молоком. А из пшеницы и кукурузы, перемолотых в муку, варили суп уьйре. Из кукурузной муки готовили каши баста, мамырса, из жареной просяной крупы на воде, молоке или сыворотке - кашу - гуьй баста. Значительное место в пищевом рационе ногайцев занимали разнообразные супы (сорта). Супы имели свои названия, зависящие от состава заправки: суп с рисом - буруж сорпа; суп с лапшой - лакса сорпа и др.

Из мучных крошек ногайцы готовили суп - затируху - унаш (умаш, ув-маш), сорпа. Из кукурузной или любой замешанной в кипяченой воде муки готовили суп кудыр. Бедные ногайцы часто готовили жидкую похлебку - быламык из просяной муки, заправляя ее айраном, сухим сыром или бараньим салом, и суп с пшеном - уьйре сорпа на мясном бульоне или же на воде. Если уьйре сорпа готовили на воде, в него добавляли айран.

Любимым блюдо ногайцев хинкал - инъкал - блюдо из мелко нарезанного в форме ромбиков или квадратиков пресного теста, сваренного в мясном бульоне или в воде. При приготовлении хинкала предпочтенье отдается баранине. Ногайцы Терско-Сулакского междуречья и частично ачикулакские ногайцы обычно готовили тонкий хинкал кумыкского способа приготовления.

Среди изделий из теста особое место у ногайцев занимали и занимают мучные изделия из нераскатанного теста без начинки, зажаренные в кипящем масле. Подобные изделия у них являются следствием влияния скотоводческой культуры. Так как обжаривание теста в масле имело и прямой практический смысл - такое изделие долго хранится, не черствея и не теряя вкусовых качеств во время длительных кочевок. В торжественных случаях ногайцы готовили баур-сак (круглые лепешки из кислого теста, зажаренные в кипящем масле). Из пресного теста в курдючном жире или масле они зажаривали лукумы (ромбики, треугольники из тонко раскатанного теста). По праздникам для лукумов тесто замешивали на молоке, яйцах, масле. Выпекали ногайцы и круглые пышные пончики, жареные в большом количестве масла. Из сдобного пресного теста жарили хворост, выпекали хлеб - май кал акай, катлама – слоеные калачики из пресного тонко раскатанного теста, замешанного на молоке, масле, яйцах. Часть ногайцев катлама жарили в кипящем масле. Молочным продуктам в своем в пищевом рационе ногайцы также отдают большее предпочтение: масло, различные сыры, творог, сметана, кислое молоко, простокваша, айран, молозиво.

Что касается напитков, то исследователи зафиксировали у ногайцев пять разновидностей чая: боьртенке, шама шай, зынкыйтпа шай, кара шай, йолга барсын шай. Лучшим считался боьртенке шай, сваренный из кирпичного чая (шабар шай) с добавлением сливок и сливочного масла. Все ногайцы пили и когьай или калмык шай (калмыцкий чай), который готовился со сливками с добавлением масла, перца и соли. Этот чай проник в рацион почти всех северокавказских народов и популярен до сих пор.

Особый интерес представляют специфические виды пищи и специальные блюда, носящие семейное, гостевое, праздничное или ритуальное значение. Свято соблюдая вековые традиции, ногайцы, принимают гостей, богато и щедро накрывая стол гостю.

Вообще, надо отметить, в традиционной культуре ногайцев трапеза, имеет не только утилитарное, но и символическое значение. Так, например, в день свадьбы всем гостям подавали вареную баранью грудинку, пекли баурсакъ, катлама, лукумы, готовили различные национальные кушанья, свозили от родственников приготовленный ими кумыс. Родственниц невесты, которые прислали с ней в дом жениха (еньгелер), угощали медом, маслом, ногайским чаем и обязательно вареной бараньей грудинкой.

Что касается похоронно-поминальной пищи, то она была достаточно скромной и состояла в основном из супа, мяса и лепешек бавырсак.

Во время уразы ногайцы традиционно готовили специальное блюдо на молоке из жареного и толченого проса. За годы Советской власти система питания ногайцев подверглась значительным изменениям. Усиление торгово-экономических и этнокультурных связей с другими народами, многоотраслевое хозяйство, рост культурного уровня и материального благосостояния народа способствовали появлению в их быту новых блюд и новых способов их приготовления. Однако и в наши дни традиционная система питания ногайцев сохраняет свои этнические особенности, а национальные блюда продолжают занимать доминирующее положение в их кухне.

Ногайцы Чечни

В Чеченской Республике уделяется большое внимание малым этносам, ногайцы, по утверждению представителей этого народа, ни в чем не ущемлены. Живут они в Шелковском районе, в основном, в 4-х населенных пунктах, в том числе Сары-Су, Мирный и других. Наряду с остальными народами республики: татарами, русскими, кумыками, турками – месхетинцами, участвуют в различных мероприятиях, устраивают выставки серебряных изделий мастеров и национальной кухни. Знакомя со своей богатой культурой, национальными костюмами, танцами, песнями. Недавно одна из таких выставок состоялась в Мемориальном комплексе Аллея Славы им. А.А. Кадырова в Грозном. Она была организована Минкультом ЧР в целях сохранения индивидуальности культуры народов, проживающих в Чеченской Республике и называлась - «Ногай Эл». Выставка длилась полтора месяца, и любой желающий мог своими глазами увидеть историю и культуру ногайского народа.

Более того, для сохранения особенностей ногайского этноса, в республике создан и успешно функционирует с 2002 года Ногайский культурный центр. Он находится в Шелковском районе, руководит коллективом Амирхан Тилеков. Благодаря этому центру у ногайцев есть возможность развивать свой язык, национальную культуру, традиции и обычаи. Для нужд центра: на приобретение костюмов для самодеятельного ансамбля и прочих затрат, выделяются необходимые финансы. Кроме того, ежегодно выдаются бесплатные квоты на обучение молодых людей, которые получают образование в различных вузах страны. В селении Сары-Су также построен Дом культуры, есть своя школа, детский садик. Наряду с другими селами, это село активно развивается.

Ногайцы и чеченцы живут вместе уже достаточно давно и между народами крепкие дружеские отношения.

Фаиза Халимова

Информационное агентство "Грозный-информ"

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Национальная одежда - богатое историческое и этнокультурное наследие ногайского народа. Отличаясь неповторимой самобытностью и красотой, она даёт представление о многовековом историческом развитии, кочевых традициях, культурных связях, географии расселения народа.

В основе национального костюма ногайцев – элементы одежды древних кочевников. Многие его черты сложились в эпоху саков, сарматов, гуннов, асов, кыпчаков. Ногайское орнаментальное искусство напрямую восходит к образцам, найденным в курганах сакского, сарматского, гуннского, а также золотоордынского времени.



Так как ногайцы, будучи степняками, воинами, большую часть времени проводили на коне, одежда отражала особенности кочевого образа жизни. Так, сапоги имели высокие голенища, штаны были широкого кроя для удобства верховой езды, капталы и шепкены были с запáхом и с открытой грудью, различные виды головных уборов учитывали климатические особенности летнего и зимнего времени года и т.д.


В изготовлении лучших образцов национальной одежды ногайцев использовались высококачественные материалы из стран Востока и Запада. Действовавший в течение столетий торговый Шёлковый Путь проходил через все регионы проживания средневековых ногайцев – Бахчисарай, Сарай Бату, Сарай Берке, Хаджи-Тархан, Сарайчик. Так, археологические находки XIV-XVI вв. на территориях исторического расселения ногайского народа позволяют говорить о тканях, коже, костяных и металлических элементах одежды из Китая, Индии, Персии, Генуи, Египта.





Лучшие сукна и другие ткани, кожа, шкура высших сортов шли на изготовление одежды богатых слоёв населения. Богатые женщины украшали одежду дорогими вышивками, носили золотые, серебряные украшения. Бедняки носили одежду из грубого сукна и дешёвых тканей.

Мужская одежда


Нательная рубаха - ишки коьйлек [ işki kөylek ] . Рубаха доходила до колен, заправлялась в шаровары, иногда носилась навыпуск.

Штаны - ыстан [ ıstan ] были с широким шагом, характерным для многих народов.

На рубаху надевали куртку-безрукавку - кыспа [қıspa], куьрте тон . Безрукавку обычно надевали во время работы по хозяйству.

Летней верхней одеждой у мужчин служил каптал (қaptal). У некоторых народов ногайский каптал получил название бешмета . Мужчины, независимо от возраста, носили длинные капталы. Герой лирической поэмы XIX века «Карайдар и Кызыл-Гуль» с сожалением поёт: «Кызыл каврак капталым кыска болган тизимнен» («Мой красный изношенный каптал [стал короток и] уже не достаёт до колен»).





Принадлежностью лёгкого верхнего мужского костюма у ногаев был также шепкен [ şepken ] .

Верхнюю мужскую одежду дополняла длинная бурка (ног. буьрке [ bürke ]) . Бурка защищала от дождя и снега, холода и жары.

А вот как очевидец описал наряд «князя мангытовских ногаев» мурзы Измаила Алиева: «На нём была из коричневого сукна шапочка (бюрк ), с соболиным околышем, чёрный шёлковый галстук, матерчатый бешмет (кафтан ) тонкого сукна, коричневого цвета (чебкен ), кругом обложенный серебряною вытканною тесьмою, как бордюркою; такого же сукна панталоны (шалвар ) и с такими же серебряными под чернью и позолотою пуговками и пряжечками висела шашка (кынжал ) с серебряною рукояткою, чернью, позолотою и серебряным темляком» .





Пояса


Важным атрибутом верхней мужской одежды являлся поясной ремень белбау . Он был узким, с металлической пряжкой и ременными подвесками с металлическими пластинками, гравированными чернью и золотом. Археологические раскопки в регионах расселения средневековых ногайцев обнаружили богатейшие образцы золотых и серебряных наборных ремней белбау. Изготовленные из благородных металлов наборные бляшки украшены зооморфным и растительным орнаментом, изображением тамг. Качество поясов показывает высокий уровень мастеров эпохи Золотой Орды.

Наряду с ремнём пользовались кушаком (ног. кусак [ қusaқ ] ). Это была скатанная или сложенная двухметровая полоса шёлковой ткани.





Мурза Измаил Алиев,

князь мангытовских ногаев ("Лев Кубани")

Шапки


У причерноморских ногайцев Д. Шлаттер зафиксировал «три головных убора:


ят боьрк – буквально значит «шапка для сна».

аьдетли боьрк – обрядовая шапка

кулак боьрк – меховая шапка, «шапка-ушанка».


Носили также кругловерхую шапку из бараньей шкуры, крытую сукном, под ней иногда – маленькую шапочку (ног. аракшын ).


Невысокая каракулевая шапка называлась ногай борк , а шапка повыше и пошире кверху – бухары борк .

Практичными головными уборами кочевника-ногая были зимние шапки тымак и малакай .

Летом носили так же войлочную шляпу - кийиз боьрк с круглой тульей и широкими полями, украшенную по тулье шнурком. Носили шляпы чаще мужчины пожилого возраста.

В дождливую и снежную погоду ногаи надевали на голову баслык .

Разнообразной была и мужская обувь


Самой распространённой обувью в широких слоях населения был ыдырык [ıdırıқ].

Из сафьяна или хрома шили чувяки на твёрдой подошве - баьпиш .

Носили бапиш с кожаными чулками мес . Мес делали из жёлтого или красного сафьяна, украшали серебряной или золотой тесьмой.

Носили также сапоги из верблюжьей, воловьей или коровьей кожи с загнутым носком. Из войлока изготовляли уйык и шорап [şorap].

Распространённым видом обуви у ногайцев были кожаные сапоги (ног. былгары этик ) на каблуке различной высоты

В повседневной культуре ногаев широко бытовали также туфли и домашняя мягкая обувь из кожи, мягкие сафьяновые сапоги без каблуков иш этик , которые носили с калошами - кауш [қauş].


Оружие


Мужскую одежду дополняло оружие - савыт и воинские доспехи. Боевое снаряжение ногайцев было лёгким.

Ногайский кочевник был вооружён

Луком (яй ) со стрелами (ок ),

Мечом (кылыш ),

Боевым топором (балта )

И копьём (суьнъги , найза ).

Имелись красиво отделанный колчан (кылшан [қılşan]) для стрел,

Шлем (тувлыга ),

Украшенный орнаментом саадак (ног. саадак) – футляр для боевого лука.




Женская одежда


Обширная география расселения ногайцев от Иртыша до Дуная стала причиной бытования различных региональных особенностей в женской одежде. Различия стали проявляться со времени распада Золотой Орды, когда ногайцы оказались разбросанными на территории нескольких государств (Крымского, Астраханского, Казахского, Сибирского ханств, Ногайской Орды). Эти различия особенно усилились во второй половине XIX вв., когда контакты между разными частями народа ещё более ослабели, и некоторые группы ногайцев попали под культурное влияние народов Северного Кавказа.


Наиболее самобытным является женский костюм ногайцев северо-западного Прикаспия. Тем не менее, в основных чертах традиционный женский костюм оставался единым вплоть до первых лет Советской власти.



Верхняя одежда


Штаны (ыстан [ıstan]) по своему покрою были аналогичны мужским. Штаны доходили до щиколоток, где они суживались.

Поверх штанов носили туникообразную рубаху (коьйлек ). Нательная рубаха (ишки коьйлек ) шилась без стоячего воротника, полы не доходили до колен.

На платье-рубаху надевали короткий шёлковый кафтан (зыбын ). Его шили в талию, и он плотно облегал фигуру. Чтобы было удобнее работать, зыбын часто шили без рукавов.

Другой верхней одеждой было длинное распашное платье (шыба [şıba]).

Ещё одной верхней одеждой был женский каптал (қaptal ). Добротный женский каптал имеет на груди десять узорчатых призматических серебряных узоров.




Головные уборы


« Ногайские женщины «никогда не ходят с открытой головой» , – писал Г. Ананьев.


Традиционные женские головные уборы разнообразны. Изящен был девичий головной убор. Он подразделялся на уборы:


oтакыя - шапочка из плотной ткани на подкладке и отороченная мехом. Сверху на такыя были нашиты серебряные украшения, монеты.

oкундыз борк [қundız bөrk]

oока борк - была распространена у кубанских ногайцев и частично – у ногайцев из территориальных подразделений джембойлук, етисан, етишкуль. Поверх неё женщины носили платки.

oБлизка к ней по форме шапочка кырым борк («крымская шапочка»), больше распространенная у ногайцев в Крыму.




Н.Ф. Дубровин писал, что девушки до замужества вместо тастара носят меховые шапочки с красными верхушками.

May 26th, 2014

Россия - многонациональное государство, сплав культур, традиций, религиозных устоев различных этносов. Одним из самых разнообразных по этническому составу является Северо-Кавказский регион. Здесь наибольшее число так называемых этнических групп, одной из которых являются ногайцы.

Кто же такие ногайцы?
Ногайцы (самоназвание — ногьайлар), являются древнейшими жителями обширных Северо-Кавказских степей и относятся к тюркскоязычной группе народов. История его развития весьма непростая.
Ногайский этнос имел свою государственность, сформированную в конце 14 века при эмире Эдиге. Однако, по мнению некоторых экспертов, кочевой образ жизни и непрочное государственное устройство впоследствии способствовало распаду Ногайской Орды на несколько самостоятельных и полусамостоятельных государственных субъектов.
В конце 18 века, в результате активной политики России в регионе, ногайская государственность была ликвидирована. А сфера обитания ногайского этноса неуклонно стала сужаться. Более того, и во время существования Советского Союза ногайцам было отказано в своей государственности или автономном статусе.

Сегодня основная область расселения ногайцев - в пределах территории Республики Дагестан, Ставропольского края, Карачаево-Черкесской Республики и Чеченской Республики. Значительная часть ногайского народа проживала в Ногайской степи, которая в 1957 году административно была разделена между Дагестаном, Чечено-Ингушетией и Ставропольским краем.
К сожалению, процесс ассимиляции, смешения, а также простое истребление весьма сузило численный состав ногайцев. По данным переписи населения 2002 года численность ногайцев в Российской Федерации составляет 90.666 человек: в Республике Дагестан проживает - 38 тысяч человек, в Чеченской Республике - 3,5 тысяч человек, в Карачаево-Черкесской Республике - 15 тысяч; в Ставропольском крае - 20, 6 тысяч человек; в Астраханской области - 4, 5 тысяч человек. Судя по этим данным (с 1989 по 2002 год) численность ногайцев растет.

Язык и культура
Говорят ногайцы на своем родном языке, который относится к кыпчакской группе тюркских языков, имеющей два диалекта: караногайский и кубанский. Литературный язык на основе караногайского диалекта и ногайского говора. Ногайский язык во многом близок к татарскому, хотя в последние столетия изменился под влиянием кавказской среды. И, несмотря на некоторые достижения ногаеведения, ногайский язык все еще остается малоизученным языком тюркской семьи.
Первые литературные памятники на ногайском языке относятся к ХIVв.- ко времени становления ногайского государства. Отличительной чертой ногайской дореволюционной литературы была поэзия - стихи, поэмы, монологи, оды, элегии.
Если говорить о возникновении ногайской советской литературы, то этот процесс неразрывно связан с просветительской деятельностью А.Х.Ш.Джанибекова и М.К.Курманалиева.
В первые годы советской власти они продолжали сбор ногайского фольклора, готовили перевод письменности на латинскую графику, и вместе с тем, стали одними из создателей ногайского литературного языка. С их деятельностью связано творчество Зеида Кайбалиева, Басира Абдуллина и других писателей. Создателем ногайской письменности, автором первых ногайских букварей и грамматик, считается учёный-этнограф Абдулхамид Джанибеков (1879—1955).
Религия
Традиционная религия — Ислам.

Национальная одежда
Традиционная форма одежды ногайцев особым образом сочетает в себе элементы старого костюма народов кочевого мира - Поволжья, Средней Азии, Казахстана и национальных костюмов горцев Кавказа. Она отражает исторический путь народа, его образ жизни, национальные особенности, эстетические представления о мире. Отличаясь неповторимой самобытностью и красотой, она даёт представление о многовековом историческом развитии, кочевых традициях, культурных связях, географии расселения народа.
Многие его черты сложились в эпоху саков (VII веке до н. э.), сарматов (II в. до н. э.), гуннов (III в.), кыпчаков. Ногайское орнаментальное искусство (узоры «бараньи рога», «древо жизни» и др.) напрямую восходит к образцам, найденным в курганах сакского, сарматского, гуннского, а также золотоордынского времени.
Так как ногайцы, будучи воинами-степняками большую часть времени проводили на коне, то их одежда отражала особенности кочевого образа жизни. Так, сапоги имели высокие голенища, штаны были широкого кроя для удобства верховой езды, капталы и шепкены были с запахом и с открытой грудью, различные виды головных уборов учитывали климатические особенности летнего и зимнего времени года и т. д.
Традиционной одеждой ногайцев также являлся каптал и баслык шаровары и овчинные тулупы. Мужская одежда состояла из нательной рубахи туникообразного покроя, штанов с широкими шагами, верхней рубахи, куртки-безрукавки, кафтана, бешмета и черкески (у богатых), бурки, обуви из шкур, сафьяна, хрома, папахи, шляпы из войлока. Зимой надевали шубы из овчины или из волчьих, лисьих, беличьих шкур и каракуля. Мужскую одежду дополняли оружие и воинские доспехи: лук и стрелы, топор, копьё, кольчуга, кинжал, шашка, а с середины 17 века огнестрельное оружие: ружьё и пистолеты различных видов.
Женский костюм по покрою близок к мужскому; он включал платье-рубаху, различные виды платьев, шубы, шапочки из меха или ткани, платки, косынки, обувь из шерсти, кожи, сафьяна, а также пояса и различные виды украшений.

Кухня
Исторически сложившаяся система питания ногайцев была построена на строгом балансе молочных и мясных продуктов, дополнявшихся в очень небольшом количестве продуктами растительного происхождения (зерно, мука, крупа, овощи, бахчевые и т.п.).
В их рационе были распространены такие кушанья как вареное на воде, иногда на молоке просо - соьк. Из жареного проса, перемолотого в муку, готовили кашу талкан, которую употребляли в пищу с молоком. А из пшеницы и кукурузы, перемолотых в муку, варили суп уьйре. Из кукурузной муки готовили каши баста, мамырса, из жареной просяной крупы на воде, молоке или сыворотке - кашу - гуьй баста. Значительное место в пищевом рационе ногайцев занимали разнообразные супы (сорта). Супы имели свои названия, зависящие от состава заправки: суп с рисом - буруж сорпа; суп с лапшой - лакса сорпа и др.
Из мучных крошек ногайцы готовили суп - затируху - унаш (умаш, ув-маш), сорпа. Из кукурузной или любой замешанной в кипяченой воде муки готовили суп кудыр. Бедные ногайцы часто готовили жидкую похлебку - быламык из просяной муки, заправляя ее айраном, сухим сыром или бараньим салом, и суп с пшеном - уьйре сорпа на мясном бульоне или же на воде. Если уьйре сорпа готовили на воде, в него добавляли айран.
Любимым блюдо ногайцев хинкал - инъкал - блюдо из мелко нарезанного в форме ромбиков или квадратиков пресного теста, сваренного в мясном бульоне или в воде. При приготовлении хинкала предпочтенье отдается баранине. Ногайцы Терско-Сулакского междуречья и частично ачикулакские ногайцы обычно готовили тонкий хинкал кумыкского способа приготовления.
Среди изделий из теста особое место у ногайцев занимали и занимают мучные изделия из нераскатанного теста без начинки, зажаренные в кипящем масле. Подобные изделия у них являются следствием влияния скотоводческой культуры. Так как обжаривание теста в масле имело и прямой практический смысл - такое изделие долго хранится, не черствея и не теряя вкусовых качеств во время длительных кочевок. В торжественных случаях ногайцы готовили баур-сак (круглые лепешки из кислого теста, зажаренные в кипящем масле). Из пресного теста в курдючном жире или масле они зажаривали лукумы (ромбики, треугольники из тонко раскатанного теста). По праздникам для лукумов тесто замешивали на молоке, яйцах, масле. Выпекали ногайцы и круглые пышные пончики, жареные в большом количестве масла. Из сдобного пресного теста жарили хворост, выпекали хлеб - май кал акай, катлама - слоеные калачики из пресного тонко раскатанного теста, замешанного на молоке, масле, яйцах. Часть ногайцев катлама жарили в кипящем масле. Молочным продуктам в своем в пищевом рационе ногайцы также отдают большее предпочтение: масло, различные сыры, творог, сметана, кислое молоко, простокваша, айран, молозиво.

Что касается напитков, то исследователи зафиксировали у ногайцев пять разновидностей чая: боьртенке, шама шай, зынкыйтпа шай, кара шай, йолга барсын шай. Лучшим считался боьртенке шай, сваренный из кирпичного чая (шабар шай) с добавлением сливок и сливочного масла. Все ногайцы пили и когьай или калмык шай (калмыцкий чай), который готовился со сливками с добавлением масла, перца и соли. Этот чай проник в рацион почти всех северокавказских народов и популярен до сих пор.
Особый интерес представляют специфические виды пищи и специальные блюда, носящие семейное, гостевое, праздничное или ритуальное значение. Свято соблюдая вековые традиции, ногайцы, принимают гостей, богато и щедро накрывая стол гостю.
Вообще, надо отметить, в традиционной культуре ногайцев трапеза, имеет не только утилитарное, но и символическое значение. Так, например, в день свадьбы всем гостям подавали вареную баранью грудинку, пекли баурсакъ, катлама, лукумы, готовили различные национальные кушанья, свозили от родственников приготовленный ими кумыс. Родственниц невесты, которые прислали с ней в дом жениха (еньгелер), угощали медом, маслом, ногайским чаем и обязательно вареной бараньей грудинкой.
Что касается похоронно-поминальной пищи, то она была достаточно скромной и состояла в основном из супа, мяса и лепешек бавырсак.
Во время уразы ногайцы традиционно готовили специальное блюдо на молоке из жареного и толченого проса. За годы Советской власти система питания ногайцев подверглась значительным изменениям. Усиление торгово-экономических и этнокультурных связей с другими народами, многоотраслевое хозяйство, рост культурного уровня и материального благосостояния народа способствовали появлению в их быту новых блюд и новых способов их приготовления. Однако и в наши дни традиционная система питания ногайцев сохраняет свои этнические особенности, а национальные блюда продолжают занимать доминирующее положение в их кухне.

Ногайцы Чечни
В Чеченской Республике уделяется большое внимание малым этносам, ногайцы, по утверждению представителей этого народа, ни в чем не ущемлены. Живут они в Шелковском районе, в основном, в 4-х населенных пунктах, в том числе Сары-Су, Мирный и других. Наряду с остальными народами республики: татарами, русскими, кумыками, турками - месхетинцами, участвуют в различных мероприятиях, устраивают выставки серебряных изделий мастеров и национальной кухни. Знакомя со своей богатой культурой, национальными костюмами, танцами, песнями. Недавно одна из таких выставок состоялась в Мемориальном комплексе Аллея Славы им. А.А. Кадырова в Грозном. Она была организована Минкультом ЧР в целях сохранения индивидуальности культуры народов, проживающих в Чеченской Республике и называлась - «Ногай Эл». Выставка длилась полтора месяца, и любой желающий мог своими глазами увидеть историю и культуру ногайского народа.
Более того, для сохранения особенностей ногайского этноса, в республике создан и успешно функционирует с 2002 года Ногайский культурный центр. Он находится в Шелковском районе, руководит коллективом Амирхан Тилеков. Благодаря этому центру у ногайцев есть возможность развивать свой язык, национальную культуру, традиции и обычаи. Для нужд центра: на приобретение костюмов для самодеятельного ансамбля и прочих затрат, выделяются необходимые финансы. Кроме того, ежегодно выдаются бесплатные квоты на обучение молодых людей, которые получают образование в различных вузах страны. В селении Сары-Су также построен Дом культуры, есть своя школа, детский садик. Наряду с другими селами, это село активно развивается.
Ногайцы и чеченцы живут вместе уже достаточно давно и между народами крепкие дружеские отношения.
Фаиза Халимова