Развивающие игры для детей четвертого месяца жизни. Четвертый месяц — развивающие игры для малыша 4 месяца развитие ребенка какие игрушки

Как развивать ребенка в 4 месяца: игры, упражнения, потешки

Как развивать ребенка в 4 месяца? Какие игры и упражнения ему нужны? Что главное в развитии малыша? Об этом мы начали говорить в первой части , а сегодня научимся простым и очень полезным для малыша играм, упражнениям и маминой гимнастике с потешками для четырехмесячного ребенка.

Как развивать ребенка в 4 месяца: игры, упражнения, мамина гимнастика с потешками.

Развиваем предпосылки речи

Игра в переклички

Это очень важная для своевременного развития ребенка игра, играть в которую мы начинаем с ним даже раньше возраста 4 месяцев. Игра заключается в том, что мама говорит вслед за малышом те звуки, которые он уже произносит, побуждая его прислушиваться к ним и повторять.

Если игра состоит только из речевого общения, то она длится 3 минуты. Если же в нее включается показ разных предметов и игрушек, то тогда игра может длится до 6 минут.

Перед началом игры в перекличку уберите всё лишнее, что может отвлекать внимание малыша.

1.Начните разговаривать с ребенком, называя его по имени, поглаживайте при этом малыша. Малыш начинает вслушиваться в Вашу речь, и это очень важно! Тяните – интонационно выделяйте в своей речи гласные звуки, чтобы ребенок стал слышать их — выделять их из речевого потока. Например: «Потягуууууушеньки, мой Ванююююююююшенька!». Используйте стишки, песенки потешки, называйте части тела малыша, действия. Такое общение длится примерно 1,5 минуты (конечно, это лишь примерный ориентир, главное – ориентироваться не на часы, а на ребенка).

2. Затем покажите игрушку, дайте ее ребенку в руки или поиграйте на музыкальной игрушке. Показ игрушки сопровождайте речью – называйте игрушку, ее части, действия. Повторяйте слова. например: «Вот какая лошадка! Иго-го! Иго-го – говорит лошадка. Поскакала, поскакала, цок-цок-цоооооок. Прыг-скок. Ноооооо! Вот у лошадки голооооовка, а вот хвоооостик. Какой длииинный, красииивый хвоооостик!» и т.д. Говорите, выделяя интонацию: восклицательную, вопросительную, чтобы малыш учился слышать ее в речи.

Делайте паузы между фразами во время своего разговора с малышом, чтобы малыш смог отреагировать ответным звуком. Используйте при демонстрации игрушки потешки и коротенькие стишки.

3. Уберите игрушку из поля зрения ребенка и снова начните общение с ним без игрушки. Попробуйте говорить одну фразу с разной интонацией. Малыш начнет к ней прислушиваться и выделять в потоке речи разные интонации. Говорите то громко, то тихо. Это развивает слуховое сосредоточение у ребенка, он будет вслушиваться в Вашу речь , которая звучит по-разному. Можно произносить беззвучно гласные а, о, у), чтобы привлечь внимание малыша к артикуляции звуков (то есть только губы «говорят», а звука нет). При этом утрированно произносите звуки, тяните их, добиваясь того, чтобы малыш обратил внимание на Ваши губы. У многих детей при этом возникают подражательные движения губами, что способствует развитию артикуляционного аппарата и облегчает в последующем появление у ребенка речи.

В переклички включаются звуки, которые уже есть у ребенка. Однако понемногу вводите в них и те звуки и слоги, которые малыш еще не освоил, расширяйте «репертуар» перекличек.

О чем говорить с малышом в перекличках? О чем угодно! О том, что малыш делает или будет делать, о близких взрослых, об игрушках – о том, что его окружает и что составляет его жизнь. Классический «репертуар» таких «разговоров» Вы найдете в любом сборнике потешек для малышей. Некоторые потешки и стишки Вы найдете далее в этой статье.

Такие переклички повторяются ежедневно и создают прочный фундамент для дальнейшего развития ребенка. Они дают основу для разнообразного развивающего взаимодействия малыша с мамой, создают базу для развития речи и интеллекта в будущем, ребенок в перекличках ощущает чувство эмоциональной близости и защищенности, радость от общения и обмена репликами.

В перекличках малыш уже не просто пассивно воспринимает мамины слова и действия, но активен – он отвечает маме улыбкой, жестом, тянет ручки, гулит. Это тоже очень важно для развития малыша!

Раньше, когда малыш на пятом месяце жизни гулил, взрослые старались поддержать его первые попытки произнесения звуков и напевали ему протяжно:

Поёёёёт – поёёёёт солоооооовушек!

Поёёёёт – поёёёёт молооооооденький!

Молооооооденький, хорооооошенький!

Хорооооооошенький – пригооооооженький!

Гулююююю, гулююююю, гуууууулечек!

Пооооет-пооооет голубооооочек!

Аааааай-да малееееееесенький!

Аааааай-да радеееееесенький!

Аааааагуууууль, ааааагууууууль,

Аааагулеееесеньки!

Эти пестушки можно использовать и в перекличках с современными детьми. Они проверены и отточены веками воспитания малышей.

Потешки

Используя потешки в уходе за ребенком или в играх с 4-месячным малышом, растягивайте гласные звуки при произнесении текста потешки (овееееечка, молокаааааааа, короооова, мууууууу и т.д.), сопровождайте слова действиями (хлопок в ладоши, кивок головой, покажите рожки на голове у коровы и т.д.).

Используйте разные интонации – говорите в соответствии с содержанием стишка или потешки то вопросительно, то с удивлением, то радостно, то восхищенно. Меняйте громкость голоса (тихо – громко) и высоту голоса (низко как мишка, высоко как птичка). Это поможет ребенку научиться вслушиваться в речь, выделять в ней интонации и отдельные слоги и звуки и создаст базу для освоения речи.

Делайте паузы между строчками потешки, давая возможность малышу отреагировать звуками на Вашу речь.

Наблюдайте за реакцией малыша – какие слоги, звуки или жесты ему понравились, какие вызвали его смех? Повторяйте их много раз.

Играть с потешками нужно 2 и более раз в день ежедневно. Сопровождайте потешками уход за малышом – одевание, купание, еду, пробуждение, укладывание спать.

Учусь себя слушать

Создайте тишину во время гуления ребенка, чтобы он научился себя слышать, узнавать свой голос. Можете записать его гуление на диктофон (когда малыш весел и активно гулил) и потом дать прослушать эту аудиозапись. Малыш, прислушиваясь к своим звуками в аудиозаписи начинает их повторять. Поговорите с малышом с разными интонациями, похвалите его.

Примечание: Ребенок не научится себя слышать и прислушиваться к речи взрослых, если в доме постоянно работает телевизор или радио и создается шумовой фон, утомляющий малыша.

Играем с предметами. Учимся захватывать и удерживать в руке игрушку или предмет

Колечки (Автор – Л.Н. Павлова. канд. пед. наук)

Возьмите кольца разного цвета диаметром 10-12 см и прикрепите к ним бубенчики или колокольчики. В дальнейших играх нужно менять игрушки – давать колечко другого цвета, шаркунки, погремушки и другие звучащие предметы.

Часть 1. Покажите малышу звенящее колечко. Вложите его в ручку малыша между большим пальчиком и другими четырьмя пальцами, обхватите своей рукой, чтобы ребенок удержал колечко.

Встряхните колечко и скажите звукоподражание: «динь-динь-динь». Сделайте паузу. Отпустите руку, давая возможность малышу самому поиграть с игрушкой. Затем дайте колечко другого цвета.

Часть 2. После этого привяжите эту же игрушку на ленточку на высоте 10-15 см над грудью малыша справа или слева от него. Подведите колечко к ладошке малыша, чтобы оно коснулось пальчиков. Так мы побуждаем ребенка схватить игрушку и потянуть к себе.

Часть 3. Повторите это упражнение, положив малыша себе на живот.

На! Возьми!

Возьмите погремушку или яркую деревянную ложку за самый кончик. Покажите ее малышу, привлеките внимание к предмету. Дальше скажите:«На! Возьми» и поднесите предмет к ребенку поближе (на расстояние его вытянутой руки), давая возможность малышу схватить игрушку за ручку и удержать в руке.

Разные игрушки

Положите малыша на животик. Разложите перед ним предметы (2-3). Например, два кольца разного цвета и один кубик (или любой другой предмет, отличающийся по форме от первых двух). Малыш начнет активно обследовать предметы и при этом научится приспосабливать движения руки к форме захватываемого предмета.

Давайте в этом упражнении каждый раз новые предметы. Можно дать два объемных предмета, а один плоский. Чередуйте фигуры разной формы (брусок, куб, шар, цилиндр, конус и т.д.). Можно взять эти фигурки из детского конструктора.

Погремушки (колокольчики)

Вариант 1. Повесьте погремушки (колокольчики) над кроваткой малыша на атласных лентах разного цвета. Высота висящих игрушек над грудью ребенка –10-15 см. Рассчитывается высота так – игрушки должны быть на уровне полусогнутых или поднятых вверх рук малыша. Начните раскачивать погремушки, коснитесь ими рук малыша. Так мы побуждаем ребенка к захватыванию игрушки и развиваем зрительно-моторную координацию. Малыш может не только схватить погремушку, но и покачать ее влево-вправо. После игры уберите погремушки.

Вариант 2. Поперек кроватки привяжите шнур и повесьте на него колокольчики (бубенчики). Привяжите к колокольчикам яркие цветные атласные ленточки. Вложите ленточку в ручку ребенка и позвените им. Упражнением мы побуждаем малыша захватывать ленты и вызывать нежный перезвон колокольчиков.

Прочитайте малышу стихотворение о колокольчиках:

Дили- дили-дили-дили —
Колокольчики звонили.
Дили-дили-дили-дили —
Колокольчики будили.
Всех жуков, пауков
И веселых мотыльков.
Динь-день! Динь-день!
Начинаем новый день!

Гирлянда (Автор – Л.Н. Павлова)

Сделайте гирлянду из шариков и кубиков. В гирлянде чередуются детали разного цвета и формы. Для этого детали (шары и кубики с отверстиями) размером в 3-4 см нанижите на ленту длиной 150 см.

Положите малыша на животик. Его туловище наполовину должно оказаться в кольце, очерченном гирляндой. Перед малышом – полукруг гирлянды. Дайте возможность рассмотреть гирлянду. Если малыш не заинтересовался, то передвиньте шарик к нему поближе. Если малыш не тянет ручки, то можно взять его ручку и медленно притянуть ей предмет. Называйте фигурки: «Шаааааарик! Кууууубик!», выделяя гласные звуки «а» и «у» (эти звуки малыш уже произносит в гулении). Через 2-3 минуты поверните малыша на спинку и дайте возможность ему отдохнуть.

Такие же упражнения можно проводить с гирляндой из разноцветных колокольчиков, с мелкими игрушками.

Развиваем зрительное сосредоточение на предмете, умение прослеживать траекторию его движения

Где игрушка?

К 4 месяцам малыш, с которым делали упражнения по развитию умения следить за двигающимся предметом, может не только плавно переводить взгляд, но и проследить глазами невидимую траекторию движения предмета.

Возьмите яркую игрушку и привлеките к ней внимание малыша (покажите ребенку, извлеките звук). Когда ребенок зафиксирует взгляд на игрушке, начинайте ее передвигать и далее уберите за УЗКИЙ экран шириной 7 см. Далее игрушка продолжает свой «маршрут» за экраном (ребенок ее не видит) и появляется с другой стороны экрана. Покажите такое «путешествие игрушки» 3-4 раза, и ребенок будет ждать появления игрушки в том месте, где она появлялась до этого.

Гляделки: прослеживание взглядом

Положите малыша на спинку. Покажите ему яркую звучащую игрушку (она должна быть удобной для захвата). Когда малыш сосредоточит взгляд на игрушке, начните передвигать ее по кругу. Диаметр круга постепенно увеличивайте. После этого дайте игрушку в ручки малышу, чтобы он ее смог схватить и обследовать.

В этом возрасте малыш уже способен легко прослеживать взглядом сложные траектории движения игрушки – поэтому Вы можете усложнить задание, передвигая игрушку по вертикали, по горизонтали, восьмеркой или по другой траектории.

Также понаблюдайте, может ли малыш прослеживать взглядом за Вашим лицом. Начните говорить с ним (малыш лежит на животе, Ваше лицо на уровне его лица), а затем переместитесь сначала влево-вправо, затем вверх – вниз. При этом разговаривайте с ребенком, называйте его по имени, читайте потешки. Важно чтобы ребенок устойчиво прослеживал взглядом за Вашим лицом в разных направлениях.

Развитие слухового сосредоточения

Откуда звук?

В этом упражнении малыш учится поворачивать голову в сторону невидимого источника звука, сосредотачивать на нем свой взгляд. Возьмите звучащий предмет – шуршалку, шаркунок, погремушку, детский музыкальный инструмент (какие игрушки нужны малышу и как их использовать для создания развивающей среды Вы уже читали в первой части этой статьи) и начните им звучать. Малыш повернет голову в сторону звука. Затем обойдите вокруг манежа или кроватки, звуча игрушкой – малыш следит глазами за передвигающимся источником звука.

После этого постучите игрушкой о бортики кроватки в разных местах – ребенок будет поворачивать голову в сторону источника звука.

Звучите игрушкой с разных сторон, делайте паузы, разговаривайте с малышом, побуждайте его поворачивать голову в разные стороны.

Всегда делайте такие упражнения, вызывая повороты в разные стороны – влево и вправо!

Мамина гимнастика с потешками

Играем с ручками и ножками

В 4 месяца малыш уже умеет управлять своими ручками, знакомится с ними, пробует брать предмет обеими руками, одной рукой.

Малыш лежит на спине. Произносите слова потешки, делая движения:

Ручки, ручки, не скучайте! (потрясти ручками, взяв их за локотки)

Где Вы были? Отвечайте! (Сводите и разводите ладошки перед лицом ребенка, руки ребенка держим за локотки)

Посидели дома? (Хлопаем по щечкам ладошками)

И пошли к знакомым! (Хлопаем ладошками ребенка по своим щекам)

Вы можете придумать и свои движения на слова потешки.

Можно заменить слова потешки на слово «Ножки, ножки, не скучайте!…». В этом случае мы берем малыша так, чтобы его ступни прикасались друг к другу – «здоровались». Можно надеть на ножку малыша бубенчик или браслетик.

Можно в этом упражнении использовать и другие пестушки и потешки:

Тук-тук-тук (стучим кулачками друг о друга) – громко, четко

Да-даааа-даааа! (раскрываем ладошки и хлопаем в ладошки) — удивленно

Можно к вам? – вопросительно (снова ударяем кулачками)

Вам сюда! – радостно, гладим ручками щечки.

Играем с браслетом (Автор – И. В. Мальцева)

Наденьте на ручку малыша цветной яркий браслетик на липучке или на мягкой резинке.

Ручка, ручка, где была? (возьмите ручку ребенка и поднимите к его лицу, чтобы он увидел браслетик)

Спрятаться от нас могла? (перемещаем ручку с браслетиком перед глазами малыша, он за ней следит взглядом)

Мы тебя сейчас найдем (сделайте паузу и дайте возможность малышу потянуться к браслетику, ухватиться за него своей второй ручкой)

И играть скорей пойдем.

Обязательно меняйте ручку в таких упражнениях. Поиграв с одной ручкой, поиграйте с другой!

Топотушки

Положите малыша на живот и захватите ножки. Поочередно сгибайте и разгибайте их (пятка то прижимается к ягодицам, то ножка выпрямляется). В этом упражнении укрепляются мышцы, улучшается координация движений, ребенок учится двигать ножками попеременно.

Топ, топ, топотуууушки… (ритмично, весело)
Удивляются игруууууушки, (удивленно)
На окошко прыгнул кот — (удивленно)
Оля по полу идет! (радостно, восхищенно)
Ходит не ладошками, (ритмично, весело)
А топочет ножками,
Маленькими ножками,
Красными сапожками.
И сама удивленааааа, (удивленно)
Что не падает онаааааа!

Присаживание

Возьмите малыша за две ручки и начинайте его поднимать – присаживать. Малыш прогнет спинку. Сначала присаживайте за две ручки, а потом за одну. Упражнение развивает мышцы живота.

Внимание: сажать ребенка нельзя, можно только делать присаживание как упражнение!

Чики, чики, кииииички,
Берёзовые лыыыыычки!
Летели две птиииииички,
Собой невелииииички.
Как они летееееели,
Все люди глядеееееели.
Как они садиииииились,
Все люди дивиииииились.

Мне очень нравятся слова народных потешек, которые не только сопровождали присаживание малыша, но и одновременно …. воспитывали его. Да-да! Именно воспитывали, закладывая основы человеческих взаимоотношений. Например, вот такие «поклончики». Берем малыша за ручки и тянем его на себя до положения «сидя», затем снова опускаем в положение лежа на спине. И каждое движение сопровождаем одной строчкой текста:

Бабушке – поклооооон!

Дедушке – поклоооон!

Папе – поклооооон!

Маме – поклооооон!

Братику – поклоооон!

Сестрице – поклоооон!

А тебе, детонька –

Рост большоооооой! (имеется в виду не то, что малыш будет высокого роста, а то, чтобы он быстро рос и хорошо развивался)

Эту потешку и многие другие подобные потешки Вы найдете в великолепном сборнике, выпущенном кафедрой истории педагогики Санкт-петербургской академии последипломного образования «Песенки, забавы, игровая гимнастика для малышей» в 2008 году. Жаль только одного – что сборник этот доступен, увы, только специалистам и в обычных книжных магазинах не продается.

А вот еще одна потешка для присаживания ребенка из этого сборника, которая пропевается как песенка:

Тооооню тяяяну – рыыыыбу лоооовлю,

К коооошель клаааду, дооооомой нееееесу.

Щучки – в кучки, плотички – в полииички,

Один ершок! Да и тот в горшооок!

Прыжки

Возьмите ребенка под мышки лицом к себе. Приподнимайте и опускайте его так, чтобы ноги малыша касались стола. При этом читайте ритмично слова потешки.

Упражнение развивает упор ног, укрепляет мышцы стопы, вызывает радость у ребенка. Его можно использовать только с детьми, которые отлично держат голову в вертикальном положении туловища. Обычно все дети к 4 месяцам держат голову очень уверенно.

Подпрыгивать можно не только на столе, но и на большом мяче или на … папе!

Прыг-Скок! Прыг-Скок!
Сел кузнечик на листок!
Прыг-Скок! Прыг-Скок!
Лягушонок под мосток!
Скачет козлик по дорожке –
Прыг-Скок! Топ-Топ!
Дети хлопают в ладошки –
Прыг-Скок! Хлоп-Хлоп!
Зайчик солнечный на стенке,

Прыг-Скок! Прыг-Скок!

Я на папиной коленке –
Прыг-Скок! Прыг-Скок! (Владимир Данько)

Но, лошадка, прыг — скок!

На пригорок, на мосток.

Мы поскачем по лесам

И опять вернёмся к вам!!!

Неваляшка: Готовимся к поворотам со спины на бок и на живот

Малыш лежит на спине на пеленке. Покажите ему неваляшку (на расстоянии 50 см). Затем переместите игрушку вбок и раскачайте ее, чтобы она зазвучала. Подтяните край пеленки, на которой лежит малыш. Таким образом, мы подталкиваем – стимулируем малыша к повороту. Но при этом малыш поворачивается сам. При таком повороте все ощущения тела такие же как при самостоятельном повороте, и это помогает деткам перейти к самостоятельному действию.

При повороте на бочок освободите ручку малыша. Это нужно, так как после поворота на бочок малыш освоит поворот на живот. А при повороте на живот высвобождение ручки необходимо.

Когда ребенок примет устойчивое положение тела, придвиньте к нему неваляшку. Поддерживайте в это время малыша за спинку. Ребенок играет с игрушкой – раскачивает, слушает как она звучит.

Влееееево-впраааааво,

влееееево-впрааааааво

Весело качаааааается.

Влееееево-впрааааааво,

влееееево-впраааааааво

На пол не роняется. (Г. Верд)

Учимся переворачиваться

Малышу в 4-месячном возрасте пора научиться переворачиваться. Это готовит к ползанию, укрепляет мышцы туловища.

Положите малыша на спину. Покажите ему сбоку яркую игрушку, чтобы у ребенка возникло желание ее взять. Ласково говорите с ним: «Давай, Ирочка, повернемся на бочок». При этом поддержите свой правой рукой выпрямленные ножки малыша. А левой рукой держите согнутую в локте ручку малыша и очень осторожно подтяните в сторону, побуждая повернуться на бочок (тянуть или толкать ребенка не нужно, мы только побуждаем его повернуться самому). Потом делаем упражнение в другую сторону.

Делая упражнение, приговариваем:

«Толкааааааачки – рогаааачки, перевёоооортышки! Толкаааачки-рогааааачки-перевёоооортышки!»

Брыкание

Педиатры советуют уже с 4 месяцев начать проводить с малышом упражнения, которые будут готовить его к овладению стоянием и ходьбой. Подложите свои руки под ступни ребенка и слегка подтолкните. Малыш попытается выпрямить ножки и начнет «брыкаться». Брыкание доставляет ребенку удовольствие и он смеется. Благодаря такому маленькому и короткому упражнению, ребенок учится координированно по очереди сгибать и разгибать ноги, что поможет ему в дальнейшем, когда он будет учиться ходить. К 5 месяцам можно делать движения, напоминающие езду на велосипеде. К 5 месяцам малыш научается и одновременным движениям ногами (эти движения он делает, например, когда пытается сбросить с себя одеяло).

Кач-кач

Это упражнение развивает равновесие в положении лежа на животе, а также опорную функцию правой и левой руки (ладошки малыша раскрыты)

Скатайте валик из полотенца и положите на него ребенка животиком вниз. Покачивайте малыша из стороны в сторону, напевая песенку или читая стишок.

Ай качи-качи- качииииии!
Глянь, баранки, калачииииии.
Глянь, баранки, калачииииии,
С пылу, с жару из печиииии.
В пылу с жару из печиииииии,
Все румяны, горячиииии.
Налетели тут грачииииии,
Подхватили калачииииии.
Нам осталися баааа-рааааа-нооооо-чкиииииии!

Велосипед (4-5 месяцев)

Упражнение укрепляет мышцы ног, готовит к ползанию и ходьбе.

Положите малыша на спинку на твердую поверхность. Начните с ним разговаривать. Затем возьмите за стопы и согните ножки в коленном суставке. И «едьте на велосипеде», приговаривая слова потешки:

Поехали, поехали,
С орехами, с орехами.
Поехали, поехали,
За грибами, за орехами,
Приехали, приехали
С грибами и с орехами.

Повторите упражнение 3-4 раза.

Знакомимся с окружающим миром

Вот моя семья!

Возьмите малыша на руки, подносите его к членам семьи, называйте их, рукой малыша дотрагивайтесь до них. Прочитайте стишок о семье, показывая ручкой малыша до называемого человека. Пусть они поговорят с малышом.

Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это — мама, это я.
Это — бабушка моя!
Это — папа, это — дед.
И у нас разлада нет!

Кто это?

Упражнение развивает ориентировочную реакцию ребенка на голос мамы и ее лицо. Разговаривая с малышом, внесите изменения в свою внешность – например, наденьте шляпу или повяжите косынку, заколите волосы и т.д. Малыш насторожится. Но узнав Ваш голос, улыбается.

Можете поиграть в «прятки». Во время разговора спрячьте свое лицо платком и потяните ручку ребенка к платочку. Малыш стянет платочек и увидит маму.

Две бутылочки

Предложите малышу две бутылочки. Сможет ли он по цвету бутылочки с разной жидкостью сделать выбор (прозрачная бутылочка с водой или непрозрачная белая молочная смесь)

Путешествие по квартире

Ребенка следует чаще носить на руках по квартире и разговаривать при этом с ним, называть предметы и действия. Это не только позволяет знакомить с окружающим миром и развивать предпосылки речи, но и играет важную роль в формировании объемного зрения. Ведь в таком путешествии малыш видит один и тот же предмет с разных сторон, с разных точек обзора.

Показ игрушки

Положите малыша на живот. На расстоянии 50 см от него поставьте яркую игрушку. Начните демонстрировать игрушку. Называйте ее части, цвет, размер, действия, покажите, как с ней играть, как она звучит. Используйте короткие стишки об игрушке, потешки. Затем дайте малышу возможность поиграть с игрушкой, дотянуться до нее.

Бутылочка

При кормлении из бутылочки держите бутылочку так, чтобы ребенок мог потянуться к ней руками и «взять» — удержать ее. Поддержите бутылочку и помогите малышу ее держать.

В статье Вы познакомились с тем, как развивать ребенка в 4 месяца с помощью игр и упражнений. Еще о развитии ребенка в 4 месяца интересную информацию Вы найдете в статьях:

Народные и современные стихи для купания, переодевания, кормления, пробуждения, укладывания спать, игр с ребенком.

Как правильно выбрать колыбельную для малышей и как ее петь?

Проверенный веками метод развития младенцев.

Основные линии развития малыша, создание развивающей среды.

Продолжаем нашу добрую пятничную традицию. На прошлой неделе мы с вами остановились на , а на этой - поговорим про развивающие игры для малыша в четыре месяца жизни .

Ваш малыш потихоньку растет и играть с ним становится все интересней и веселей. Вы уже получаете эмоциональный отклик крохи от общения с вами, видите его улыбку, заинтересованный взгляд, слышите звуки смеха. Маленький человечек готов многому учиться у вас , он жадно впитывает все, что исходит от вас: нежность, любовь, ласку и быстрее стремится освоить новые навыки .

Ваш малыш на четвертом месяце жизни нуждается в правильной организации распорядка дня, игр . Поэтому, предлагая ту или иную развивающую игру, старайтесь одновременно занять его время бодрствования, чтобы он не скучал, но и не переборщите с количеством занятий во избежании перегрузки и капризов. Если ребенок играет один (увлечен игрушкой, ручками, ножками), не мешайте ему, но будьте готовы предложить другую игру, когда он закончит предыдущую.

Четырехмесячный малыш игрушку воспринимает по принципу «с глаз долой — с сердца вон», т.е. если предмет исчезает с поля зрения — значит его вообще нет и не предпринимает поиски. Эта особенность сохраняется до семимесячного возраста . В подобных играх, когда предмет «прячется», сделайте так, чтобы он чуть-чуть «выглядывал» из накрытой пеленки — ваш малыш потянется посмотреть, что это там спряталось

Продолжаем развитие ручек , стимулируя их на хватание неудобных предметов (фигурки животных, маленькие мячики, кубики и т.д) — так мы готовим их к следующему возрастному этапу — пяти месяцам , когда кроха начнет перекладывать предметы с одной руки в другую .

Старайтесь обязательно проговаривать все действия , объясняйте малышу текущую ситуацию как в играх, так и в повседневной жизни: «Это ма-ши-на. Би-и — би-и!» «Идем ку-ушать!» «Па-па пришел!» Пусть ваши слова будут четкими и односложными, избегайте витиеватых предложений.

Перейдем к нашим играм!

Мое второе «Я»

Познакомьте кроху с собственным отражением в зеркале. Возьмите его спинкой к себе и подойдите к большому зеркалу, в котором малыш увидит всего себя и скажите: «Кто это? Это Ми-ша» «Миша хороший» «У Миши глазки» (показываете его глазки перед зеркалом) «...уши, носик, ротик!» Возьмите ручку малыша и постучите по зеркалу, поведите ею по его отражению. Улыбайтесь.

В игре малыш учится узнавать себя, свое тело .

Достанем ползком!

Ваш кроха может различать синий или голубой , зеленый , желтый , красный цвета, предпочитать синий и красный.

Выбираем игрушку этого цвета и кладем перед ним, лежащем на животике. Подбадривая ласковыми словами «Давай достанем! Ползи, моя хорошая, ползи! Молодец!» побуждаете малыша ползти за игрушкой. Чтобы ему было легче — подставляете для опоры свою ладонь под его ножки.

Можно игру усложнить. Игрушка «оживает» и в момент, когда кроха вот-вот ее схватит ручкой, она «отползает» в сторону. Пусть малыш настойчиво ползет дальше, а если он расстроился — дайте ему игрушку, погладьте его и поиграйте снова.

Игра развивает ползание, захват игрушки ручкой , укрепляет группы мышц всего тела. Ваш кроха учится терпению и настойчивости в достижении цели .

Где хочу, там стучу!

Наступает веселое и шумное время Да-да... теперь можно стучать предметами о различную поверхность (можно стучать по барабану, по кастрюлям, по крышкам, подносам и т.п.)! Дайте малышу подходящий предмет и предложите ему постучать им обо что-то, до чего он сможет дотянуться.

В игре устанавливается причинно-следственная связь: я стучу — слышу звуки, развивается моторика рук . На первое время старайтесь выбирать такие предметы, которые не напугают его громким звуком в момент стука.

Ау-у!

Поиграйте в эту игру всей семьей Вы с мужем находитесь в разных сторонах комнаты, посредине — лежит малыш на спине. Позовите сыночка или дочку по имени негромко и ласково. Дождитесь, пока ребенок замрет, прислушается и начнет взглядом искать вас в комнате. Увидел! Порадуйтесь с ним: «Это ма-ма! Молодец, Ваня!» Теперь пусть его позовет папа.

Так перекликаясь, учите его искать источник звука и устанавливать его местонахождение (в данном случае — поиск близкого человека по голосу). Игру можно дополнить несколькими игрушками, издающими разные звуки. Это хорошо развивает зрительно-слуховую ориентацию в пространстве у ребенка, учит его устанавливать зрительный контакт с родными .

Мышки бегают — кошки ловят!

Для ребенка полезно принимать воздушные ванны. Вы можете и в это время поиграть с ним. Положите малыша голеньким на спину (температура в комнате должна быть оптимальной). Нагнитесь к нему, пощекочите пальчиками шечки, носик, подбородок, шейку, проведите быстрыми легкими барабанными движениями пальчиков по его животику, бокам, ручкам и ножкам: «Мышки побежали — все разбежались!». Крадучими и мягкими движениями, имитируя поступ кошки, пройдитесь по его телу снизу вверх: «Мяу-мяу..., где же мышка?!..» останавливаясь и хватая его пальчик, ладошку, плечико и т.д: «Вот мышка! Поймала... Пи-пи!»

Игра развивает тактильные ощущения ребенка, учит его установлению эмоциональной связи с мамой, проявлять различные чувства от интереса до радостного смеха .

Пальчиковые игры

Продолжаете ранее игру для развития пальчиков, ладошки. Вместе с этой игрой хорошо проделывать массаж каждого пальчика нежными и легкими растирающими движениями. Это все способствует развитию речи у ребенка.

Где тут носик, глазки?

Эта развивающее занятие — своего рода отражение «зеркальной игры». Если вы предлагали малышу познакомиться с самим собой в зеркале, называя отдельные части его тела, то тут игра переносится на игрушки. Возьмите два любых персонажа (зайчик и мишка). Покажите пальчиком малыша по очереди, четко проговаривая: «Это глазки зайчика, а это глазки мишки, это уши зайчика — длинные, это уши мишки — короткие» и т.д.

Малыш начинает понимать, что у всех, в том числе и у него, есть носик, ротик, глазки, уши и др.части тела, в игре делается акцент на отличительные признаки. Активно развивается моторика рук, пополняется словарный запас , что служит хорошей предпосылкой для становления речи.

Давай полетим?

В четыре месяца малыш уже уверенее держится на высоком подъеме. Возьмите малыша под мышки, загляните ему в лицо, улыбнитесь, поцелуйте нежно и медленно приподнимите его над головой: «Ту-у! Ту-у!» На вытянутых руках слегка покачайте кроху: «Полетели-полетели и на головку сели...» и плавно опустите его к своей груди. Следите за тем, чтобы игра ему нравилась и он не боялся высоты. Важно! Подкидывать и подбрасывать ребенка нельзя ! Игра развивает вестибулярный аппарат, эмоциональную связь ребенка с мамой, папой.

На следующей неделе мы рассмотрим . Поэтому не пропускаем и подписываемся на RSS !:-) Если есть вопросы – вы можете .

Четвертый месяц жизни ребенка - переходный период. Малыш активнее ищет контакта со взрослыми, дольше рассматривает игрушки и окружающие предметы.

Движения ребенка становятся более уверенными: он может дотягиваться до предметов и хватать их, держать в руке и трясти игрушку, хорошо прослеживает движущиеся объекты.

Ребенок узнает родителей не только по прикосновениям и запаху, но и когда видит их. Он всячески показывает свою готовность к общению: активно улыбается и лепечет. В лепете малыша появляются новые гласные и согласные звуки (и, л, м, б, л). Ребенок поворачивает голову на любой источник шума, ему нравится слушать музыкальные игрушки, радио.

Игры для детей 3-4 месяцев

  • Ежедневные дела, как правило, выполняют в определенном порядке: ребенка раздевают, купают, вытирают, делают легкий массаж, одевают, кормят и укладывают спать. Воспользуйтесь этим. Говорите о том, что вы делаете или будете делать, рассказывайте ритмичные стишки, пойте песенки. Называйте в стишках части тела малыша.
  • Время от времени оставляйте ребенка голышом на разных поверхностях (например, на атласной ткани или клеенке). Без одежды он лучше чувствует свое тело.
  • Когда вы одеваете малыша, попробуйте сделать несколько упражнений и одновременно прочитать короткие стихи или спеть песенку. Например, рассказывая стишок «Ехали медведи на велосипеде…», поочередно сгибайте и разгибайте ножки ребенка. Он будет прислушиваться к вашей речи и, возможно, улыбаться.
  • Показывайте ребенку, как «говорят» разные животные (лай собаки, мяуканье кошки, пищание мышки и т.п.). Чаще всего дети начинают изображать, как мяукает кошка и как лает собака.
  • Натяните над манежем веревочку или резинку с разными игрушками, катушками или крупными бусами. Ребенок будет касаться ножками или ручками игрушек, прислушиваться к звукам и наблюдать за качающимися игрушками.
  • Покажите малышу мыльные пузыри. Он будет внимательно следить за медленно парящими пузырями и в скором будущем начнет просить вас пускать пузыри снова и снова.
  • Давайте ребенку слушать разные звуки и показывайте их источник. Когда зазвонит телефон, возьмите малыша на руки, подойдите с ним к телефону и поговорите. Он будет внимательно смотреть на ваше лицо и слушать.
  • Для того чтобы ребенок чаще гулил, читайте ему стихи , в которых много повторов (например, «Жу-жу-жу жу-жу-жу я жужжу и не тужу…»).
  • Для развития тактильной чувствительности полезно давать малышу игрушки из разных материалов (деревянные, пластмассовые, тряпичные, резиновые игрушки). Игрушки должны быть жесткими и мягкими, шершавыми и гладкими, холодными и теплыми, тяжелыми и легкими, иметь разную форму и размер. Наблюдая за тем, как ребенок манипулирует игрушками, вы можете комментировать его ощущения (например, «Тебе не нравится эта тяжелая игрушка?»).
  • Насыпьте в тазик немного фасоли или гороха и осторожно поместите в него ножки малыша. Наблюдая за реакцией ребенка, говорите о том, что он сейчас будет чувствовать. Это упражнение полезно для развития тактильной чувствительности.
  • Играйте с малышом в прятки: закрывайте лицо руками или прячьтесь за край пеленки. Выгляните сначала справа, в другой раз - слева, затем покажитесь сверху и снизу. Ребенок будет внимательно следить за направлением ваших движений и пытаться их предсказывать.
  • Поставьте рядом с малышом часы и понаблюдайте за его поведением. Когда ребенок начнет прислушиваться к тиканью, переставьте часы на другое место и привлеките к этому его внимание. Скажите малышу что вы сделали: «Посмотри, часики теперь стоят здесь. Тик-так, тик-так».
  • Положите ребенка себе на колени и, легонько покачивая его, напевайте песенку «По кочкам, по кочкам, по рыхлым дорожкам…». Затем неожиданно опустите малыша между колен, восклицая: «В ямку бух!» Постепенно ребенок приучится ожидать сюрприза в конце стихотворения или песенки и будет радоваться новым ощущениям.

Нашему малышу уже 4 месяца. Время летит быстро, а ребеночек все больше и больше приспосабливается к этому миру. Все вокруг для него очень интересное, но он еще слишком маленький для того, чтобы самостоятельно познавать окружающую среду. Родители могут ему в этом помочь. А как же замечательно учиться играя?! Давайте посмотрим, в какие развивающие занятия мы можем играть с малышом на этом этапе его развития.

Перечень этих игр, конечно же, не окончательный. Он поможет вам понять основные принципы развивающих занятий и направит вас в этом увлекательном процессе.

Не заставляйте малыша, если он не хочет играть или ему не нравится, может просто сейчас у него не то настроение. Попытайтесь поиграть с ним позже в эту игру. Помните, что вы делаете это не для того, чтобы просто сделать, а для того, чтобы провести хорошо и с пользой время с вашим ребенком! Важно также, не оставлять ребенка одного без присмотра!

Играем в прятки

Эту игра имеет множество вариантов и насколько у вас хватит фантазии, так разнообразно вы и будете в нее и играть. Ниже привожу несколько примеров.

  1. Сначала закройте свои глаза ладошками, а затем разведите ладошки со словами «ку-ку!». Повторите это несколько раз. Затем закройте глазки малыша своими ладошками, разведите их со словами «ку-ку!». Повторите это несколько раз.
  2. Можно поиграть в эту игру накрыв свою голову одеялом и выглядывать со словами «ку-ку!».
  3. Спрячьтесь с поля зрения малыша, затем выгляните и скажите «ку-ку!».
  4. Вы можете попробовать набрасывать полупрозрачный платок на малыша. Малыш будет скидывать его с себя, а если нет, то помогите ему и скажите «ку-ку!».
  5. Можно прятаться не только самому, но и прятать различные игрушки и предметы.

Играем с мыльными пузырями

Пускайте в присутствии ребенка мыльные пузыри. Ребенок с удовольствиями понаблюдает за парящими в воздухе прозрачными мячиками. А также поймайте мыльный пузырь шерстяной варежкой и пусть ребенок поближе его рассмотрит.

Игры с мячом

Поиграйте с ребенком с помощью надувного яркого пляжного мяча.

Положите ребеночка перед вами на спине. Держите мяч прямо над ним, вращая и раскачивая его. Малыш попытается его схватить. При необходимости, помогите малышу удержать мячик. Подбрасывайте мячик вверх и бросайте ребенку в ручки.

Малыш может помогать себе удерживать мячик ножками. Попытайтесь поднести мячик к ножкам ребенка, он попытается оттолкнуть мячик. Если нет, помогите ему ударить по мячику ножкой или двумя.

Упражнение способствует развитию тактильных ощущений ребенка, укрепляет мышцы ног и живота.

Слушаем музыку и поем песенки

Детям нравится музыка и ритм. Еще внутриутробный мир ребенка был наполнен разнообразными звуками: биение сердца матери, движение крови по ее телу, работа легких и т.д. Музыка и пение помогают соединять нервные связи в мозгу, развивает детский музыкальный слух и чувство ритма, и, при использовании музыкальных инструментов, учит устанавливать логические взаимосвязи между своими движениями и звуком.

Поэтому не забывайте петь малышу песенки и слушать музыкальные произведения. И поверьте, ему все равно, какой у вас голос и музыкальный слух. Для него главное слышать родной голосок, видеть родное лицо и ваше внимание!

Детям очень нравится успокаивающий ритм колыбельных песен. Пойте их ребенку перед сном или включайте на компьютере. Это станет для него своеобразным приятным ритуалом.

В этом возрасте к пению можно добавить такие инструменты, как деревянные ложки или игрушечные барабаны (это может быть и пластиковая, металлическая (только не очень тяжелая) миска или жестяная банка). Давайте малышу пробовать настукивать ритм. Покажите ребенку, как можно ударять по барабану ладошкой и кулачком, и кроха будет с удовольствием стучать по барабану, а также барабаном по полу и мебели. Вы можете соорудить целую барабанную установку из жестяных банок и позволить малышу барабанить по ним, поддерживая его под мышки в вертикальном положении.

«Носок с ярким рисунком»

В следующей игре из цикла мы будем изучать части нашего тела в увлекательной форме.

Оденьте ребеночку на ногу яркий носок, на ручки яркие перчатки или специальные игрушки, которые кроме ярких цветов издают различные звуки. Подскажите ребеночку, что это ручка, это вот пальчик такой-то, это ножка, вот это вот изображено на перчатке, на носочке и т.д. Понаблюдайте за реакцией малыша и, если ему понравилось, и он хватает свою ножку или ручку, то практикуйте эту игру, а если нет, то повторите ее позже.

«Две игрушки»

Положите в каждую ручку ребенка по игрушке, которая пищит, например, резиновая. Понаблюдайте, станет ли он смотреть на руку, которая издает писк. Старшие малыши могут сжимать обе игрушки одновременно. Помогите ребеночку, если ему тяжело.

В этот период ребенок начинает перекладывать предметы из одной руки в другую. Вложите ребенку в руку погремушку. Потрясите ручку с вложенной игрушкой. Покажите ему, как нужно перекладывать предмет в другую ручку. Для этого положите свободную ручку на погремушку, и ребенок автоматически ухватится за нее. Разожмите пальчики другой ручки. Похвалите ребеночка.

Эта игра развивает простые двигательные навыки и координацию движения.

«Забавы для ручек»

Важно также развитие мелкой моторики и обогащение сенсорных ощущений ребенка, в частности, тактильных.

Для этого давайте ребенку ощупывать предметы разной текстуры (мотки ниток, ткани, бумага, мешочки с разными наполнителями (крупы, бобовые и т.д.).

Используйте в игре погремушки. Погремушка-это, наверное, одна из первых игрушек вашего малыша. И, скорой всего, их в доме у вас есть несколько штук: различной формы и расцветки. Эта игра позволит задействовать ваши погремушки и разнообразить их повседневное использование. Предложите ребенку погремушку, протягивая ее над рукой ребенка (поочередно правой и левой). Если он не пытается ее захватить, поднесите ее ближе к ручке и помогите ребенку захватить ее. Обхватите кулачок малыша с игрушкой своей ладонью, помогите ему ощупать ручку погремушки. С каждым занятием все выше и выше поднимайте игрушку над рукой и все меньше помогайте малышу.

«Качаем малыша»

Последнюю из цикла «Развивающие занятия с ребенком в 4-е месяца» хочу предложить вам игру «Качаем малыша».

Качание очень нравится маленьким детям. Если вы во время раскачивания поете песни или читаете стихи, то у ребенка будут образовываться важные соединения в мозгу, а также вырабатывается чувство ритма, малыш учится удерживать равновесие и развивается вестибулярный аппарат.

Посадите малыша на колени и раскачивайтесь взад – вперед, в стороны. Для этого вы можете использовать кресло-качалку или фитбол. При этом читайте любимый стишок или пойте песенку.

«Зеркало»

Подносите ребенка к большому зеркалу. Показывайте и называйте ему разные предметы, части тела, совершайте ими движения (качайте головой, махайте руками, хлопайте в ладоши…), задавайте вопросы… Он с радостью будет вас слушать и вам улыбаться.

Ребенок с большим удовольствием будет играть с безопасным зеркальцем, подвешенным в его кроватке или коляске.

В ходе игры увеличивается словарный запас, малыш учится узнавать свое отражение в зеркале.

Рассматриваем картинки

Малышу будет интересно рассматривать черно-белые, яркие картинки контрастных цветов, на которых малыш узнает различные предметы, фотографии самого малыша и членов его семьи, тематические карточки с изображениями животных, растений, птиц, игрушек, мебели, фруктов и овощей и т.д.

Показывайте малышу картинки и обязательно объясняйте ему, что на них изображено.

За один раз не стоит рассматривать с малышом более 3-х картинок.

Также периодически заменяйте картинки на новые или хотя бы меняйте их местами.

«Занимательные беседы»

В следующей игре из цикла «Развивающие занятия с ребенком в 4-е месяца» мы будем разговаривать с нашим малышом.

В этом возрасте дети лепечут. Повторяйте за ребеночком его детские разговорчики, и это принесет ему массу удовольствия. Таким образом вы поощряете его речевую деятельность. Если вы будете обращать внимание на определенные звуки ребенка, типа «ма-ма» ли «па-па», то малыш станет произносить их чаще.

Разговаривайте с ребенком чаще, рассказывайте о том, что происходит рядом, смотрите ему в глаза, улыбайтесь и кивайте. Малыш так поймет, что его понимают, слушают.

«Потанцуем»

Крепко возьмите ребенка под мышками и сделайте несколько танцевальных движений. Или берите ребенка на ручки и танцуйте. Попробуйте потанцевать под любимую песенку или стишок.

«Физические упражнения»

Ребенку в этом возрасте уже не так интересно просто лежать в кроватке или коляске, поэтому ему становятся более интересными подвижные игры. Это может быть и массаж и динамическая гимнастика. Или разные подъёмы вверх/вниз, легкие покачивания на коленках и т.д. Это большая тема, которую сложно вместить в один пункт, рекомендую вам ознакомиться с ней поближе и в других источниках:).

«Туда-обратно»

Последнюю из цикла «Развивающие занятия с ребенком в 4-е месяца» хочу предложить вам игру «Туда-обратно».

Вам понадобится небольшая пластмассовая машинка на колесиках или другая игрушка, которая сможет перемещаться по полу. Можете насыпать в небольшую пластмассовую бутылку крупу или другой сыпучий материал.

Положите малыша на животик, можете подложить ему под грудь валик из полотенца, чтобы ему было легче находиться в таком положении, и он смог подольше поиграть.

Подтолкните машинку по направлению к малышу, потом - от него. Бутылка при перекатывании будет интересно шуршать.

Толкайте машинку туда и обратно сначала сами, а затем вместе с малышом. Расскажите ребенку, что это за игрушка, ее части, покрутите колесики.

Какие игры нравятся вашему ребенку, а какие нет? Какие трудности возникают у вас во время игры? Делитесь своим опытом в комментариях:)

Удачных игр с вашим малышом!

Статья подготовлена с использованием материалов интернета, книг и личного опыта.

(Visited 58 130 time, 1 visit today)

Вас все учат жить?! Знание – сила! Читайте нас! Будьте умной, уверенной и счастливой!

Опубликовано в ,
Помечено ,

Главное развлечение крохи в этом возрасте — изучение собственных ручек и ножек. Он пробует пальчики «на вкус» и может подтянуть ножку ко рту.

Рот ­- это «третья рука» ребенка. Разные дети с разным энтузиазмом пользуются этим способом познания мира. «Облизывание», так же как ощупывание, необходимо для развития мозга ребенка. Поэтому просто следите за тем, чтобы попадающие к ребенку предметы были безопасными: диаметром не менее 4 см, без острых углов и граней, не содержащими ядовитых веществ (баночки из ­под косметики или из ­под лекарств отпадают) и не имеющими мелких деталей, которые ребенок может отломить и проглотить. Кроме того, игрушки стоит регулярно мыть.

Лежа на животе, малыш легко переворачивается на бок и на спину. Лучше всего перевороты удаются ребенку на твердой ровной поверхности (на ковре или на туристском коврике). Мягкий матрас, складка на покрывале, мешающая движениям, тесные пеленки, белая стена перед глазами способны постепенно отбить энтузиазм у самого активного ребенка. Классическая поза для 4 месяцев — «поза тюленя» (малыш лежит на животе, опираясь ладонями о поверхность пола и приподнявшись на полусогнутых руках). Многие дети учатся переворачиваться с живота на спину примерно через две недели после того, как освоили переворот на живот, но некоторые любители полежать в позе тюленя отложат переворот на спину на пару месяцев.

К 4 месяцам у ребенка окончательно формируется умение фиксировать на предмете взгляд, и теперь он может увидеть его не просто в виде цветного пятна, но различить объем, а также оценить расстояние до предмета. Ребенок не просто видит, а уже и смотрит на предмет, пытаясь проследить его движение. Но, если предмет исчезает из поля видимости, малыш ведет себя так, словно его и не было, мгновенно забывая о нём. Во время игры малыш радостно смеется в ответ на ваш смех или улыбку.

Малыш узнает игрушку, которую показывали ему взрослые. Он может удерживать игрушку в руке почти полминуты, и уже сам знает, как добиться, чтобы погремушка зазвенела. Ладошки крохи практически всегда раскрыты.

Когда вы кормите ребенка, он, утолив первый голод, с удовольствием займется разглядыванием и ощупыванием вашего лица, груди, бутылочки или подушки, на которой вы лежите. Малыш предпочитает из всех близких маму, и делает с ней всё, что хочет, как будто мама — это он сам.

Малыш узнает голоса мамы и папы, может отличать голоса родных и незнакомых людей. Он пугается, когда вы сердитесь, и радуется, если веселы. Малыш узнает свое имя, если вы часто будете обращаться к нему по имени, произнося его четко, немного растягивая слова. При посторонних людях дети в этом возрасте обычно ведут себя довольно настороженно.

Слух крохи развивается. Когда звучат детские песенки, кроха затихает, и лежа на спине начинает покачивать головой в такт мелодии. Малыш часто просится на руки, чтобы ему все рассмотреть. Ему все очень интересно.

Игры и игрушки для 4-х месячного ребенка

Гуление — способ общения малыша с вами, поэтому, повторяйте за ним издаваемые звуки, смеясь и радуясь. Ведите с крохой диалог, понятный лишь вам и ребенку.

Ребенок хочет постоянно осваивать новые предметы, главное, чтобы они были безопасны для него, и которые ему легко будет ухватить, и еще легче уронить на пол.

Давая крохе предмет или игрушку в руки, говорите об их цвете. Сделайте так, чтобы ему захотелось завладеть этой игрушкой.

Малыш уже наверняка освоил все старые игрушки, и они стали ему не интересны. Поэтому настал момент обновить их. Приобретите ему новые:

  • погремушки;
  • куклы;
  • музыкальные игрушки, на которых он сам сможет нажимать на кнопки, чтобы услышать различные мелодии.

Занятия с ребенком 4-х месяцев

В игре участвуют не только органы чувств малыша, но и мышление. Играя со своим малышом вы обучаете его и доставляете ему большое удовольствие. С 4-х месяцев малыши любят играть в игры-забавы.

1. «Ку-ку!»

Вы закрываете ладонями глаза и говорите малышу: «Ку-ку, ку-ку, где я?». И тут же открываете лицо, смеясь и радуясь вместе с ребенком: «А вот и я!».

2. «Ладушки»

Посадите малыша себе на колени, возьмите его ручки в свои и пытайтесь научить его хлопать в ладоши, приговаривая:

«Ладушки-ладушки,
Где были?
У бабушки.
Что ели?
Кашку!
Что пили?
Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.»

3. «Коза рогатая»

Это игра испуга со смехом, испуга понарошку. И это сразу же понимает малыш. Просто пощекочите животик малыша двумя пальцами, приговаривая при этом:

«Идет коза рогатая!
Идет коза богатая!

Кто каши не ест, молока не пьет-
Забодает, забодает, забодает!»

4. Послушай и найди

Нужно: предметы, издающие звyки (колокольчик, погремушка, бубен), а также небольшого размера (10­ — 12 см) образные иrpушки (звери, птицы, машинки, человечки и т. д.), издающие при нажатии или встряхивании писк, свист, гудение, шуршание и т. п.

Вы кладете ребенка на середину кроватки, боковые стороны которой закрыты пеленками. На расстоянии не далее 1 м вы встряхиваете колокольчик (бубен). Вначале извлекаются тихие звуки, чтобы внезапность не испугала ребенка, потом звук усиливается, вызывая слуховую ориентировочную реакцию и поворот головы в сторону звука. Вы продолжаете извлекать звуки до того момента, пока ребенок не повернет голову в вашу сторону, то есть определит направление звука. После этого вы отодвигаете пеленку и снова звените колокольчиком, давая возможность увидеть источник звука. Затем при­ближаете колокольчик к краю кроватки, звените колокольчиком внутри кроватки, сильно ее не раскачивая, чтобы сосредоточить взор малыша на звучащем предмете. Когда ребенок зафиксирует взглядом предмет (до 10 секунд), звенящий колокольчик убирается за кроватку, сторона которой закрывается салфеткой. После паузы в 10­ — 15 секунд вы переходите к другой стороне манежа и повторяете первую часть занятия.

Ребенку нужно дать возможность не только рассмотреть колокольчик, но и захватить, а затем притянуть к себе. С этой целью его держат над ребенком, направляя то к одной, то к другой его руке, осторожно касаясь и побуждая к захватыванию игрушки.

5. Посмотри и узнай

Нужно: игрушки, знакомые детям (шарики, кубики, уточка, закрепленные на ленточках в удобном для обозрения ракурсе), и новая игрушка (например, матрешка-­неваляшка).

Вы поочередно показываете ребенку знакомые игрушки, удаленные от него на расстояние 60­ — 70 см, перемещая их вле­во ­вправо. Темп перемещения игрушки устанавливается ин­дивидуально, затем несколько убыстряется или замедляется, чтобы ребенок смог научиться активно следить за предметом.

Убедившись, что ребенок следит за игрушкой, вы устанавливаете ее так, что она зависает над ребенком. Так малыша учат фиксировать взглядом неподвижный предмет. Как только внимание ребенка отвлекается от игрушки, вы опять приводите ее в движение колебательными или вращательными движениями с малой амплитудой. Зрительное сосредоточение на предмете возобновляется 2-­3 раза. Далее вы побуждаете ребенка протянуть руку к игрушке, которую приближаете к малышу. Если ребенок не проявляет активности, нужно наложить его ладонь на предмет. Затем то же повторяется и с другой рукой. После этого вы еще раз проделываете те же действия, но с новой для ребенка игрушкой. Показ ее должен быть более длительным, чтобы ребенок мог рассмотреть хорошо незнакомую игрушку. Затем можно дать малышу рассмотреть предмет из разных положений (например, лежа на животе ­ не более 2-­2,5 минут). В конце занятия полезно еще раз попеременно продемонстрировать игрушки ­ знакомые и впервые увиденные.

Во время занятия вы разговариваете с малышом, называете его по имени, эмоционально комментируете его удачные действия (например: «Молодец, Мишенька! Миша схватил зайчика!»), называете игрушки.

6. Схвати и потрогай

Нужно: валики (длиной 7-­8 см, сечением 1,5-­2 см), выполненные из различных тканей (джинсовой, ситцевой, махровой, шелковой ит. п.). Шарики, различные по весу и материалу (диаметром 2,5 см): полиэтиленовый, деревянный, а также самодельные матерчатые из ситцевой, махровой, шелковой, джинсовой и других тканей, обшитые кожей, мехом. К матерчатым шарикам крепятся тонкие ленточки (20-­30 см), а шарики из твердых материалов помещают в полиэтиленовые сеточки, к которым пришивают ленточки. Палочки короткие (10 см), круглые, гладкие, ребристые, с резной поверхностью (в сечении ­ 1 см) ­ для вкладывания в каждую руку; палочки длинные (25­-30 см) ­ для захватывания двумя руками одновременно. Кольца (диаметром 5-10 см) из различных материалов: полиэтиленовое, деревянное, металлическое, а так же обшитые мягкой и жесткой тканями, обернутые шнуром.

К кольцам крепятся ленточки, на которых они опускаются в манеж.

Сюжетные и образные игрушки-вкладыши (грибок, огурчики, ягоды, морковки, куколка и др.), выполненные из различных тканей, набитые поролоном и другими материалами (величиной 5-­10 см).

Изготовление игрушек . Чтобы изготовить валики, необходимо ткань сложить вдвое, прошить, вывернуть швами внутрь. Затем плотно скатать и закрепить, сшив край с по­верхностью валика. Расход ткани определяется ее плотностью и толщиной.

Сюжетные игpушки-­вкладыши делают из тканей, соответствующих по цвету натуральным предметам. Вначале заготавливают выкройку, повторяющую очертания объекта (например, для огурчика берется вытянутый овал, для морковки — вытянутый треугольник, для ягоды или яблока -­ круг). Ткань складывают вдвое, на нее накладывают и очерчивают выкройку. Затем рисунок по контуру прошивают на две трети). Заготовки вырезают, оставляя кромку не менее 1,5 см. Получив­шийся чехольчик выворачивают, плотно набивают гигроскопической ватой (другой аналогичный экземпляр набивают обрезками поролона ­ получается два различных по твердости предмета). Наполненный чехольчик полностью заши­вают. К игрушке-­самоделке пришивают маленькую петельку. Цветными нитками на игрушке вышивают детали.

При изготовлении круглых предметов за основу берут круг, собирают его на нитку (через край) и затягивают на пальце. Затем его наполняют и полностью затягивают.

Грибок изготавливают из двух частей: шляпка из поролона обтягивается тканью; ножка из поролона, обернутая шелковым шнуром или шитьем. Куколку делают так же, как валик, но к нему пришивают головку в платочке, а сам валик обертывают фартучком и обвязывают тоненьким шнурком. Точно так же изготавливают петрушки, но головка пришивается с колпачком.

Ребенок лежит на спине. Вы попеременно вкладываете в его ладони игрушки: мягкие и твердые, гладкие и шероховатые, легкие и более тяжелые. Внимание обращается на положение большого пальца при схватывании — игрушку помещают поперек ладони между большим пальцем и четырьмя другими. Вы побуждаете ребенка к сжатию и расслаблению пальцев, легонько нажимая на тыльную сторону его руки. Так у малыша развивается осязание. Затем эти же игрушки используют как подвески, прикрепленные ленточками за специальные петельки. Держа игрушку за ленточку, вы задерживаете ее в ладони ребенка, а потом вытягиваете, побуждая малыша схватить и удержать предмет.

7. ­Прятки

­Нужно: пеленка или цветной платок.

Встаньте так, чтобы ребенок мог видеть ваше лицо. Закройте лицо платком, а потом выгляните из-­за него приговаривая:

«Где же мама? Вот я, маленький!»

Затем закройте платком лицо ребенка и удивитесь:

«Где же малыш?»

Сдерните платок:

«Да вот же он!»

Сначала ребенок будет немного ошарашен подобной игрой, но вскоре он будет весело хохотать при этих «пропажах» и «находках». Так ребенок начинает понимать, что кроме реальных вещей и отношений существует еще мир «понарошку» и «не взаправду».

8. Постучи!

Нужно: бубен или барабанчик

Дайте ребенку музыкальный инструмент и покажите, как можно постучать по нему кулачком и ладошкой. Дальше эта игра уже не требует вашего присутствия. Более того, по звукам, доносящимся из кроватки, вы будете знать, что ваш малыш занят делом и доволен жизнью.

9. Потряси и попинай!

Нужно: легкая погремушка, большой надувной мячик.

К лодыжке малыша привяжите ленточкой или шерстяной нитью погремушку и дайте ему вдоволь потрясти ножкой. Затем повяжите погремушку на другую ножку. Не оставляйте малыша без присмотра с подобным украшением.

Потом вы можете положить в изножье кроватки большой надувной мяч и пусть малыш пинает его в свое удовольствие.

10. Развиваем пальчики

­Нужно: возьмите несколько шерстяных ниток длиной не более 8-10 см. Свяжите их посередине.

Дайте получившуюся «метелочку» в руки ребенку, слегка намотайте нитки на его пальцы, он будет пытаться освободиться и поймет, что может шевелить каждым пальчиком по отдельности.

По окончании игры обязательно уберите нитки подальше от ребенка, иначе они вскоре окажутся у него во рту.

Литература: 1. Елена Первушина. Настольная книга молодой мамы. Счастливый малыш: от рождения до 2 лет. 2. Валерия Фадеева. Настольная книга российской мамы.