Сенсорные карточки для детей. Сенсорные (или тактильные) карточки. Как их делать

    СЕНСОРНЫЕ КАРТОЧКИ

    Наши малыши познают окружающий мир всеми органами чувств, и одним из важных направлений детского развития является знакомство с различными тактильными ощущениями. Сенсорные (или тактильные) карточки можно использовать в играх и занятиях с детками самого разного возраста - начиная примерно с 8 месяцев, когда они уже уверенно сидят сами, и до 7-8 лет.

    Для чего нужны сенсорные карточки?

    Тактильные карточки - не просто интересная игра; они развивают моторику, зрительное восприятие, внимание, память, усидчивость, интуицию, помогают малышу познакомиться со свойствами разных предметов и поверхностей.

    Для самых маленьких деток сенсорные карточки являются прекрасным развивающим пособием. Воздействие разнообразных фактур на пальчики малыша само по себе является полезным для его сенсорики, а вдобавок благодаря объяснениям мамы кроха узнает, что вот эта гладкая поверхность - шелк, мягкая и пушистая - вата, а шершавая называется наждачной бумагой. Небольшие карточки удобно держать маленьким ручкам, а доставать, раскладывать и перебирать эти "пособия" нравится всем без исключения малышам.

    Дети постарше благодаря тактильным карточкам пополняют свой активный словарный запас с помощью множества новых прилагательных: мягкий, жесткий, гладкий, шелковистый, выпуклый, шершавый. Для игроков 4-7 лет с карточками можно придумать множество интересных игр, развивающих память и внимание.

    Тактильные карточки своими руками

    Основой для тактильных карточек обычно является картон. Вы можете использовать старые, ненужные картонные коробки или купить картон специально, в магазине канцтоваров. Кроме того, основой карточек может стать также фетр. Размер карточек - примерно 5х8 или 5х9 см. Обычно изготавливают два одинаковых комплекта для разных игр, например, поиска одинаковых по ощущениям карточек.
    Тактильные карточки

    Что наклеить на картон? Материалы для создания ваших "авторских" тактильных карточек могут быть самыми разнообразными:

    Любые ткани (шелк, лен, бархат, плащевка, флис, трикотаж, шерсть, ватин, ткань с пайетками, мешковина и другие);
    кожа, натуральный и искусственный мех;
    фетр (можно наклеить на картон или даже использовать как основу для сенсорных карточек. В таком случае сделайте два комплекта из фетра разных цветов);
    пряжа, атласная лента, тесьма;
    вата, синтепон;
    бархатная бумага;
    наждачная бумага;
    гофрированный картон;
    застежка-липучка, или лента Велькро;
    фольга обычная и от термоизоляции;
    лоскутки от резиновых и хозяйственных перчаток;
    перышки;
    кварцевый песок (аквариумный или цветной из наборов для детского творчества "Фреска"), ракушки, камушки;
    парафин (его нужно просто аккуратно накапать с горящей свечки);
    спички, зубочистки;
    проволока, провода;
    скрепки;
    пуговицы (пришиваются к карточке);
    макароны, горох, фасоль, рис, перловка, гречка, манка, пшенка;
    губки для мытья посуды (разделите губку на жесткую и мягкую часть и наклейте каждую на отдельную карточку);
    бисер, бусины, стразы;
    скорлупки грецких орехов;
    крышки от баночек с детским питанием, кусочки бутылочной пробки, открывашки от жестяных банок.

    Чтобы детали прочно держались, используйте суперклей (например, СуперМомент). Надежное сцепление материалов с картоном - обязательное условие для изготовления тактильных карточек. Особенно это важно для малышей, которые очень любят пробовать всё на зубок. Попадание в рот мелких вещиц типа макарон или бисера - реальная опасность при недостаточно прочном их приклеивании. Песок можно насыпать поверх обычного клея ПВА, ткани и мех - закрепить степлером.

    Чтобы карточки выглядели веселее, можно сделать их разноцветными. Это будет кстати, например, при проведении с ребенком "цветных неделек".
    Края тактильных карточек лучше обклеить скотчем или малярной лентой, чтобы они меньше изнашивались со временем.
    Форма нанесения тактильных элементов карточки может быть любой, на ваш вкус. Вы можете наклеить их в виде букв и цифр. При желании можно сделать даже целый алфавит или полный набор цифр от 0 до 9.

    Игры с тактильными карточками

    С 8 месяцев

    Основная цель игр с тактильными карточками для самых маленьких состоит в создании различных сенсорных ощущений, причем не только для ручек малыша. Нейропсихологи советуют также прикладывать тактильные карточки к шейной и поясничной области, к щечкам, стопам и пяточкам крохи.

    С полутора лет

    1,5-2 года - возраст лавинообразного роста активного словарного запаса. С помощью тактильных карточек вы сможете выучить с ребенком названия цветов, наклеенных материалов, названия характеристик поверхностей и ощущений от прикосновения к ним. Учить названия цветов и фактур вы можете, например, предлагая ребенку найти пару для карточки по цвету.
    Начиная с полутора лет, можно попробовать поиграть с малышом в игру "Третий лишний". Положите перед ним три карточки, две из которых будут одинаковыми, а одна будет отличаться по цвету или ощущению от прикосновения. С цветом фона всё понятно, а примером разных фактур могут быть бархатная или глянцевая бумага, ткань и бусинки одного и того же цвета. По мере взросления ребенка количество карточек, используемых в игре, и их признаков-характеристик увеличивается.

    С двух - двух с половиной лет

    С двухлетним малышом вы можете группировать сенсорные карточки по цвету или другому признаку. Если ребенок уже хорошо говорит, предложите ему угадать материал, когда он ощупывает предложенную карточку под покрывалом.
    Дети старше 2-2,5 лет уже достаточно сознательны, чтобы поиграть с ними в "Мемори". Тактильные карточки эту простую, но всеми любимую игру еще интереснее. Правила ее просты. Играющие по очереди открывают по паре карточек. Если попались одинаковые, они убираются, а игрок имеет право на еще один ход. Если карточки разные, они снова переворачиваются "рубашкой" кверху, и право хода получает следующий игрок.

    С трех лет

    1) С детками 3 лет и старше вы можете раскладывать карточки от самой мягкой до самой твердой, от самой гладкой до самой шершавой по ощущениям.
    2) Также вы можете поиграть с малышом с помощью тактильных карточек в игру-соединялку. Выложите их в два столбика (начните с 3 карточек в каждом) и предложите найти парные по цвету или по материалу.
    3) Сделав специальные тактильные карточки с двумя полями, вы добавите к своим домашним настольным играм отличное домино. Наверняка детям оно очень понравится. А правила этой игры знают все.
    4) Предложите ребенку выложить такой же ряд, как сделали вы. Благодаря подобным играм малыш учиться действовать по образцу и развивает внимание. Можно усложнить задание: пусть карточки в рядах будут совпадать только по одному признаку - цвет или фактура. Если он подобрал подходящие карточки с одинаковыми материалами, но разного цвета, попросите его закрыть глазки и убедиться в идентичности карточек в рядах на ощупь.
    5) Следующая игра подойдет для тех детей, которые уже спокойно относятся к завязыванию глаз. Выложите ряд карточек, предложите пощупать и запомнить их. Затем завяжите малышу глазки, замените одну из карточек и попросите угадать, что поменялось.
    6) Если вы сделали комплект карточек с буквами или цифрами, для обучения ребенка можно предлагать ему угадывать нащупанную с закрытыми глазами или под покрывалом букву или цифру.
    7) С детьми, которые уже хорошо выражают свои мысли с помощью слов, можно использовать сенсорные карточки при прослушивании музыки. Попросите малыша описать с помощью карточки, какой на ощупь ему показалась мелодия. Такие задания разовьют его фантазию и ассоциативное мышление.+

    8) В следующей игре могут принимать участие несколько человек. Выберите одну, начальную карточку, а оставшиеся разделите между игроками поровну. Теперь им предстоит посоревноваться - выложить как можно более длинную дорожку, с тем условием, что все соседние карточки должны быть связаны друг с другом, т.е. иметь одинаковый цвет или материалы.

    Надеемся, что предложенные идеи изготовления и игр с тактильными карточками помогут вам сделать досуг ребенка более ярким. Желаем вам интересного и нескучного времени, проведенного с малышами!

Мне нравится знакомить своего малыша с окружающим миром многогранно: если я рассказываю ему о фруктах, то мы их и катаем по столу, и делаем фруктовый массаж маленьких ручек (всё-таки разное восприятие, например, апельсина или киви), и вдыхаем их запах, ощущая волшебный аромат, ну и, конечно же, пробуем на вкус! И только затем я показываю карточку с изображением героя дня для соотнесения образа, сопровождая это всё стихами или песенками про изучаемый фрукт. Пример разностороннего занятия, посвященный знакомству с осенью, можете посмотреть в статье «

А как же быть с животным миром? Ведь не у всех есть возможность держать дома зверей, особенно крупных. Я уже не говорю о животных других континентов.

Недавно, разбирая материалы своих студенческих лет, наткнулась на своё, как мне тогда казалось «изобретение» — тактильные карточки со вставками, имитирующими шерсть и перо животных. Да-да! Это сейчас тактильной книгой никого не удивишь, а вот в те времена….

Несмотря на это, цены на тактильные книжки, мягко говоря, «кусаются» и не каждая семья может позволить своему малышу такой подарок. А ведь тактильный материал можно изготовить самостоятельно, из старых кусочков ткани и меха.

Как сделать тактильные карточки своими руками?

Для создания таких карточек я распечатала на принтере изображения животных, вырезав те элементы, где бы мне хотелось разместить «шерстку».

Вот, например, для панды я вырезала места, где ушки и лапа. На картон приклеила три маленьких кусочка меха, а сверху уже наложила рисунок (на клей), аккуратно расправляя мех над отверстиями.

Курочка . С неё, собственно, и началась вся затея. Здесь всё элементарно – на изображение курочки наклеила пару перьев из старой подушки. Думаю, у многих найдётся такой арсенал.

Овца . На эту картинку я наклеила что-то типа синтепона. Согласитесь, тоже не роскошь. Конечно, с натуральной овчиной не сравнится, но мягкость и пушистость шерсти этого животного точно передаст!


Кошка. В ход пошёл старый разлезшийся кошелёк, с которым я играла в детстве, из кусочков искусственного меха. Мех оказался как раз кстати: длинный ворс, под цвет моей картинки.

Леопард. Здесь я воспользовалась старой тряпичной резинкой для волос, которой я пользовалась ещё в школьные годы, когда такая расцветка считалась мегамодной! Ткань мягкая, тонкая. Её так приятно касаться рукой!


Корова . Для этой картинки мне понадобился старый шарф. Материал его напоминает бархат, но немного жёстче.


Свинья . У меня это просто кусочек розовой ткани. В идеале, конечно – кожа (или заменитель).

Как видите, ничего сложного в изготовлении тактильных карточек своими руками нет! Понадобится только цветные картинки, кусочки материалов и хорошее настроение!

А сколько тактильных игр можно с ними совершать! Например, с закрытыми глазами определять животное, или угостить животных лакомствами, допустим, мелким печеньем. Последняя игра отлична для развития . Карточки можно усложнить и другими тактильными элементами: наклеить перед курочкой зерно (подойдут любые крупы), выложить забор из палочек от мороженного, повесить на шею корове колокольчик и др. Уверена, такой материал не оставит равнодушным Вашего малыша!

Понравился материал? Оформляйте подписку, чтобы не пропустить новые статьи!

Раиса Баландина

Сенсорные/тактильные карточки

Сейчас для большинства родителей уже не секрет, что развитие тактильных ощущений ребенка напрямую связано с развитием речи и интеллекта. Ребенок получает некоторые тактильные ощущения в процессе познания мира. Однако можно помочь ребенку достичь более высокого уровня развития чувств, расширить и организовать его опыт. В этом малышу помогут игры с тактильными материалами . Я создала в домашних условиях дидактические пособия : сенсорные/тактильные карточки - это карточки для детей с тактильными элементами .

Развивают сенсорное восприятие ребенка, тактильную память , мелкую моторику пальчиков, и как следствие благотворно воздействуют на умственный потенциал малыша.

Играя с ними, малыш знакомится с особенностями окружающего мира, расширяется представления о свойствах предметов и увеличивается словарный запас.

Сенсорные (или тактильные ) карточки можно использовать в играх и занятиях с детками самого разного возраста - начиная примерно с 8 месяцев, когда они уже уверенно сидят сами, и до 7-8 лет.

Для чего нужны сенсорные карточки ?

Не просто интересная игра; они развивают моторику, зрительное восприятие, внимание, память, усидчивость, интуицию, помогают малышу познакомиться со свойствами разных предметов и поверхностей.

Для самых маленьких деток сенсорные карточки являются прекрасным развивающим пособием. Воздействие разнообразных фактур на пальчики малыша само по себе является полезным для его сенсорики, а вдобавок благодаря объяснениям мамы кроха узнает, что вот эта гладкая поверхность - шелк, мягкая и пушистая - вата, а шершавая называется наждачной бумагой.

Дети постарше благодаря тактильным карточкам пополняют свой активный словарный запас с помощью множества новых прилагательных : мягкий, жесткий, гладкий, шелковистый, выпуклый, шершавый.

Основой для тактильных карточек у меня является картон . Вы можете использовать старые, ненужные картонные коробки или купить картон специально .

Что наклеить на картон ? Материалы для создания ваших "авторских" тактильных карточек могут быть самыми разнообразными : любые ткани; пряжа, атласная лента, тесьма; вата, синтепон; бархатная бумага; наждачная бумага; гофрированный картон ; фольга обычная; перышки; ракушки, камушки, зубочистки; скрепки; пуговицы; макароны, горох, фасоль, …Чтобы детали прочно держались, я использовала клей-пистолет.

Как играть с карточками ? Можно вместе рассматривать с малышом карточки , проговаривая при этом свои ощущения от прикосновений к ним - гладкие, большие, маленькие, блестящие, шершавые, мягкие, и т. д.

Следующая игра подойдет для тех детей, которые уже спокойно относятся к завязыванию глаз. Выложите ряд карточек , предложите пощупать и запомнить их. Затем завяжите малышу глазки, замените одну из карточек и попросите угадать , что поменялось.

Хранить карточки можно в красочно оформленной коробке из под обуви.

Безопасность. Помните, что многие предметы могут быть потенциально опасными, особенно для детей, которые берут всё в рот. Ни в коем случае не оставляйте малыша наедине с карточками ! Будьте предельно внимательны и осторожны!










Публикации по теме:

Интерактивная игра «Логопедические карточки» (авторская разработка) Цель: мотивировать детей на составление собственного рассказа об объекте.

Карточки для автоматизации звука [Р] в слогах, словах, предложениях Повтори слоги, слова со звуком [Р], не путая звуки, губы в улыбке. Ара – аро – ары – ару, оро – ора – оры – ору, ура – уро – уры – уру,.

Карточки для дифференциации звуков [Р] - [Л] в слогах, словах, предложениях Проговаривать слоги, слова, предложения, различая звуки [Л] и [Р]: РА – ЛА – РА, ЛА – РА – ЛА, ЛА – ЛА – РА, РО – ЛО – РО, ЛО – РО – ЛО,.

Не знаю как давно придумали делать карточки с пуговицами для счёта наощупь. С тех пор, как я с детьми первый раз пользовалась карточками.

Мастер класс. Изготовление дидактической игры «Тактильные крышечки». Хочу вам представить мастер класс, как я изготовила дидактическую.

Предлагаю интересный и необычный способ изготовления тактильных мешочков. Это легко и очень просто, с задачей справятся даже дети. Поэтому.

Игры с тактильными карточками.

Наши малыши познают окружающий мир всеми органами чувств, и одним из важных направлений детского развития является знакомство с различными тактильными ощущениями. Тактильные карточки можно изготовить самостоятельно и использовать в играх и занятиях с детками разного возраста (как раннего, так и дошкольного).

Тактильные карточки – это интересная игра, которая развивает мелкую моторику рук, зрительное восприятие, внимание, память, усидчивость, интуицию, помогают малышу познакомиться со свойствами разных предметов и поверхностей. Это прекрасное развивающее пособие.

Воздействие разнообразных фактур на пальчики детей само по себе является полезным для его сенсорики, а благодаря объяснениям взрослого узнает, что поверхность может быть разной (гладкой, шершавой, скользкой и т.п.). Небольшие карточки удобно держать маленьким ручкам, а доставать, раскладывать и перебирать эти “пособия” нравится всем без исключения деткам.

Дети постарше благодаря тактильным карточкам пополняют свой активный словарный запас с помощью множества новых прилагательных: мягкий, жесткий, гладкий, шелковистый, выпуклый, шершавый. Для игроков 4-7 лет с карточками можно придумать множество интересных игр, развивающих память и внимание.

Предлагаю вашему вниманию несколько игр с тактильными карточками.

Игра «Изучаем фактуру» - гладкий, колючий, шершавый, жесткий
Цель: развивать тактильную память, обогащать словарный запас, развивать мелкую моторику, память, фантазию, воображение.

Игра «На что похоже»

Ребенок ощупывает карточку, а потом называет, что она ему напоминает или что похожа.

Цель: развивает тактильную память и воображение.

Игра «Найди пару» Это классическая игра – соединялка, позволяет учить находить и называть карточки одинаковые не только по цвету, но и фактуре. Перемешайте карточки и разложите их «фактурой» вверх, одинаковые выкладываем в ряд. Играть можно с 2-2,5 лет.

Цель: развитие тактильных ощущений, внимания, умения сравнивать и объединять карточки по 1 или 2 признакам.

Игра «Угадай на ощупь» С двухлетним малышом вы можете группировать сенсорные карточки по цвету или другому признаку. Если ребенок уже хорошо говорит, предложите ему угадать материал, когда он ощупывает предложенную карточку под покрывалом. В дальнейшем усложняйте игру, увеличивая количество карточек и количество признаков, по которым их можно объединить.

Цель: развитие тактильных ощущений, внимания, умения сравнивать и объединять карточки по 1 или 2 признакам, развитие речи.

Игра «Мемори» Перемешайте карточки и разложите их «рубашкой» вверх. По очереди открывайте пары карточек - если попались одинаковые, они убираются с поля, а игрок может сделать еще один ход. Если карточки разные - право хода переходит к другому игроку. Помимо обогащения тактильных ощущений, игра способствует развитию зрительного восприятия и памяти, произвольного внимания, тренирует усидчивость. Играть можно с 2-2,5 лет.

Цель: развитие тактильных ощущений, внимания, памяти.

Игра «Найди лишнюю» В упрощенный вариант этой игры можно начинать играть уже с 1,5 лет. Используйте только 3 карточки, две из которых должны быть одинаковыми, а третья - отличаться от них по одному существенному признаку. В дальнейшем усложняйте игру, увеличивая количество карточек и количество признаков, по которым их можно объединить.

Цель: развитие мышления, зрительного внимания, развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.

«Последовательности» Предложите детям разложить карточки по порядку от самой жесткой и шершавой к самой гладкой и мягкой. Если ребенок уже хорошо говорит, предложите ему угадать материал, когда он ощупывает предложенную карточку.

Цель:

«Выложи ряд по образцу» . Предложите ребенку выложить следующий ряд так, чтобы карточки совпадали только по одному признаку (цвет или фактура). Обратите его внимание, что получились 2 совершенно разных ряда по виду, но они идентичны на ощупь. Попросите малыша закрыть глаза и убедиться в этом при помощи своих пальчиков. Кстати, если малыш уже спокойно может играть в игры с завязыванием глаз, вы можете заменять 1-2 карточки в ряду и просить его угадать, что изменилось.

Цель: развитие тактильных ощущений, внимания, логического мышления.

«Дорожки» Игра с соревновательным моментом. Перемешайте карточки и раздайте их все, кроме одной карточки, поровну всем участникам. Задача участников выложить, из имеющихся у них карточек самую длинную дорожку, начиная от первой карточки (белая карточка общая для двух рядов) , при этом каждый следующий элемент дорожки должен быть связан с предыдущим, то есть иметь с ним одинаковый цвет или фактуру.

Цель: Игра способствует развитию аналитического мышления и умению прогнозировать последствия своих действий.

Игра «Животные на кончиках пальцев»

Предложить детям по очереди ощупывать карточки, которые по фактуре напоминают животное, а дети называют животное, которое они погладили. Ответы могут быть не однозначные, поэтому ребёнок может объяснить, почему он так решил.

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики и логического мышления, закрепляет знания о животных и фактуре их шерсти и тела.


Долго выбирая между тактильными дощечками и тактильными крышками для ребенка, я решила остановиться на втором варианте.


А развивающих игр с такими крышками, как оказалось, можно придумать огромное количество...

Почему я долго выбирала между дощечками и крышками?

Плюс дощечек в том, что тактильную поверхность можно сделать достаточно большой. Из таких дощечек можно составлять тактильные коврики и ходить по ним босиком или прикладывать к различным частям тела для обогащения тактильного опыта ребенка.

Большой размер дощечек для некоторых, как и для меня, может оказаться и минусом: их нужно где-то хранить, а значит тактильных вариантов будет заведомо меньше.

Для создания своего пособия я решила использовать металлические крышки от детского питания "Фрутоняня".

Что заставило меня остановить свой выбор именно на них:

  • доступность : необходимое число крышек можно быстро собрать, т.к. детское питание "Фрутоняня" выдают на молочной кухне;
  • уже готовы к использованию : крышки нужно только помыть, не нужно измерять, чертить, вырезать и т.п.;
  • эстетичность : все крышки ровные, одного размера, с закругленными краями, приятные на ощупь, чего тяжело добиться при самостоятельном изготовлении дощечек;
  • относительно небольшой размер (среди доступных крышек самые крупные): достаточно небольшие для компактного хранения и достаточно большие для тактильного восприятия.
Кроме крышек для создания пособия мне понадобились клеевой пистолет и БОЛЬШОЕ количество различных по цвету, весу и фактуре материалов, которые я собирала более года, пока все обдумывала.

Это могут быть:

Различные типы бумаги, картон, целлофан, губка, пнопласт и т.п.,

Пуговицы, ракушки, бусины, бисер, спички, палочки, камни, фигурки из стекла и других материалов,

Семена, орехи, семечки, крупы, макаронные изделия...

А сам процесс изготовления тактильных крышек очень быстр!

Из картона я вырезала кружок достаточного диаметра, чтобы точно подходить для внутреннего размера крышки. Далее использовала его как трафарет для вырезания кругов из различных материалов.

Старший сын сам сделал несколько тактильных крышек в подарок младшему на двухлетие: для него это возможность проявить себя, почувствовать свою значимость и причастность, а также потренировать моторику, для меня - возможность сфотографировать процесс.


Клей в пистолете нагревается за считанные минуты. При этом он не очень горячий: температура клеевого состава 110 градусов. После выдавливания клей быстро остывает и затвердевает, поэтому им нельзя обжечься при попадании на кожу (ни у сына, ни у меня не получилось;-)).

Мы смазывали клеем наклеиваемую деталь и быстро прижимали к крышке. В течение 1-2 минут клей затвердеевает, и с крышками уже можно играть!


Младший сын буквально "вырывал" их из моих рук.



При первом знакомстве он некоторые оставил себе, а часть отложил в сторону - не понравились!


Затем мой двухлетний сын придумал игру, которая повторялась потом из раза в раз, когда я давала сыну крышки:


сын переворачивал все крышки по-очереди тактильной поверхностью вниз, а затем опять кверху.


Каждую крышку он обязательно ощупывает пальчиками.


Тактильную поверхность рассматривает.


И может приложить к губам, щекам...


Шестилетний сын долго не мог оставаться в стороне от новой игрушки брата, отобрал себе часть крышек и разложил, руководствуясь своими принципами.


Небольшое количество тактильных крышек удобно хранить в банках из-под чипсов. При желании для младших деток в крышке можно сделать прямоугольную щель, тогда детки будут опускать крышки в банку как в копилку.

Когда крышек у меня стало на три полных банки, я решила переложить их в коробку, что оказалось очень удобно.


Весь верхний ряд с парами одинаковых крышек. Средний - с парам похожих крышек по какому-либо признаку. Нижний ряд с крышками в одном экземпляре.

ВАРИАНТЫ НЕ ТОЛЬКО ТАКТИЛЬНЫХ ИГР С ТАКТИЛЬНЫМИ КРЫШКАМИ :
1. Найти точную пару крышек (с открытыми или закрытыми глазами).


2. Найти логическую пару крышек.


3. Ощупать крышку и описать свои ощущения словами. Подбор нужного слова (округлый, ребристый, мягкий и т.д.) расширяет словарный запас.

4. К одной крышке постараться подобрать как можно больше соответствующих прилагательных, описывающих тактильные ощущения, или существительных, которые могут быть похожими на ощупь (автор Наталия Сухорученкова , по книгам И.Ю. Матюгина).

5. Ощупать крышку и найти ей пару из имеющихся картинок или предметов (автор Наталия Сухорученкова , по книгам И.Ю. Матюгина).


Затем выбранные предметы/картинки можно убрать и предложить ребенку вспомнить пары, ощупывая крышки.

Предметы для этого варианта игры я взяла из другой моей "Чудо-коробки" .

6. Найти пару крышек, которые можно описать словами-синонимами.


7. Найти пару крышек, которые можно описать словами-антонимами.


Вариант игры: понятия "большой-маленький".


8. Составить последовательность из крышек от самой приятной на ощупь до самой неприятной и объяснить свой выбор (автор Наталия Сухорученкова , по книгам И.Ю. Матюгина).


8. Тактильное мемори (с открытыми или закрытыми глазами).

Вариант: тактильное геометрическое мемори.


9. Составление узоров, мандал.


10. Составление последовательности, в которой каждая следующая крышка похожа на/отличается от предыдущей по одному или нескольким признакам (с открытыми или закрытыми глазами).


11. Зрительная память по Шичиде: быстрый показ одной крышки, которую затем нужно найти среди двух и более похожих.